Руководители кружков стараются на занятиях учитывать и тренды времени, и интересы самого ребенка. Фото РИА Новости
Жил на Урале увлеченный человек, вел кружок выжигания по дереву во Дворце творчества детей и молодежи. Стены кружка были увешаны грамотами и благодарностями. Но пришла оптимизация системы дополнительного образования детей. На ее волне специалиста обвинили в неумении отделять профессию от хобби, в оторванности от актуальных запросов подопечных. И приклеили ярлык – «социальный аутист».
В результате коллектив «Художественной обработки древесины» обернулся «Юным техником». А отставшему от жизни мастеру пришлось загрузить декоративные поделки в «Ниву» (трудовой договор с ним расторгли) и отбуксировать в личный гараж. До лучших времен.
Другой увлеченный человек, мичман в отставке, умудрился в удаленном от морей райцентре Черноземья вырастить Клуб юных моряков. «Миссия добровольного самодеятельного объединения – пробудить любовь к отчизне», – было сказано в уставе клуба. Юнги вязали морские узлы, впитывали рассказы ветерана... До тех пор, пока не раздался звонок из солидной надзорной структуры. И хотя признаков аутизма у педагога в погонах не нашли, он предпочел перейти на другую работу, покончив с преподаванием.
Новые веяния и доктрины перекрыли путь в систему детского досуга «чужакам» и «дилетантам». После пяти лет научных баталий окончательно утвержденный осенью 2018 года министром труда и социальной защиты Максимом Топилиным стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых определил обобщенные трудовые функции последнего. Среди них – «отбор лиц для освоения образовательных программ», «объективное оценивание результатов», «педагогический контроль» и «диагностика мотивов поведения». Особое внимание уделено умению предоставлять «по запросам уполномоченных лиц» информационные, отчетно-аналитические и другие материалы.
В общем, контуры занятости изобретателя массовых индивидуальных производств будущего (термин Ричарда Флориды) сведены к отбору «профессионально пригодных», контролю за их успеваемостью/поведением и составлению бумаг. С принятием этого стандарта учитель-подвижник в нашей стране оказался на грани исчезновения.
Парадокс: документ, подготовленный в целях «развития творческих способностей» граждан, на деле их подавляет.
Питомцам неформального сектора образования предлагается освоить очередной (по аналогии с ФГОСами в школе) джентльменский набор компетенций (знаний, умений). Другая новинка – обязательные «массовые досуговые мероприятия с привлечением родителей (законных представителей)», организация которых дополнила реестр «задолженностей» творческого педагога перед государством.
Сами родители тем временем, судя по данным Центра социально-экономического развития школы НИУ «Высшая школа экономики», считают уровень стандартизации образования и без того достаточным. Они видят в кружках и секциях не столько инструменты профориентации, сколько центры поддержки индивидуальности детей, развития их эрудиции, коммуникабельности, укрепления здоровья.
«Сеть академий и «тусовок» добровольного образования – это пространство без «погон», где профиль, избираемый учеником, глобальной роли не играет. Дети идут не столько на занятие, сколько к друзьям, отражающим, как в тысяче зеркал, их собственную индивидуальность», – подчеркивает президент московской организации ЮНПРЕСС Сергей Цымбаленко.
С этим согласны, кстати, и выпускники того самого Клуба юных моряков, который не вписался в новый тренд. «Так здорово было ощущать себя частью команды единомышленников, боевого братства», – делится капитан клуба Оксана Столбунова.
Один из фундаментальных принципов кружковой работы во дворцах и домах пионеров и школьников СССР звучал так: «Научился сам – научи товарища!» Об этом пишет в «Педагогической энциклопедии» 1964 года издания историк О.И. Грекова.
В свое время товарищеская педагогика обеспечила стране рывок не только в сфере воспитания. По мнению признанных авторитетов, в советских многопрофильных отрядах и кружках не было трудных детей: все дети становились лучшими, лидерами. И нередко перехватывали часть должностных задач у педагогов. Этот стихийный пересмотр традиционно преподавательских функций внутри самодеятельных объединений вызывал, как известно, особую настороженность в номенклатурных кругах. Кто знает, может быть, и поступками нынешних кураторов системы ДОД (дополнительного образования детей) движут все те же охранительные гены?
Впрочем, точные рамки производственных стандартов, тестов и программ, в которых вынуждена выживать система внешкольных досугов, вовсе не обязательно мешают детскому поиску и самовыражению. Правда, по мнению главы Департамента образования Перми Людмилы Гаджиевой, финансировать целесообразно «не учреждение по смете, а факт оказания услуги». Образовательные предпочтения и траектории ребенка очень подвижны, зачастую неисповедимы: «В сентябре записался в кружок, а в октябре в него уже не ходит». Именно поэтому, по словам Гаджиевой, был разработан программный продукт, учитывающий каждое посещение. При входе школьника в аудиторию система автоматически списывает «покупку» с его персональной карточки и в базе данных. Таким образом, картридер, оборудованный в классе, позволит без труда учесть поток визитеров в течение дня.
комментарии(0)