Реджепу Тайипу Эрдогану придется иметь дело с растущим недовольством среди избирателей. Фото с сайта www.tccb.gov.tr
Политические силы Турции уже в полной мере формируют стратегию на предстоящие 31 марта местные выборы. Самый острый вопрос на повестке дня правящей Партии справедливости и развития (ПСР) – договориться со своими союзниками по Народному альянсу, Партией националистического движения (ПНД) о кандидатах на посты мэров и глав муниципалитетов. Растущая волна недовольства среди электората заставляет правящую партию принимать срочные и неординарные меры.
Непростые переговоры между ПСР и ПНД о содержании списков и выработке совместной позиции в ряде крупных городов страны обнажили значительные проблемы у турецких властей. Не стоит удивляться, почему для ПСР местные выборы имеют такое значение: контроль над муниципалитетами в крупных городах, где проживает более 77% населения страны, означает доступ к бюджетным средствам, которые необходимы для поддержания системы распределения контрактов среди сторонников партии и обеспечения сети лояльных избирателей. Кроме того, мартовские выборы завершат переход страны к президентской системе правления, а результаты станут показателем народной поддержки курсу правящей партии.
Успех партии Эрдогана на прошедших пять лет назад муниципальных выборах со временем нивелировался экономическими неурядицами в Турции, особенно из-за долгового кризиса, и падением лиры в этом году, ощутимо ударившим по карманам граждан, привыкших к росту благосостояния. Вместо того чтобы выдвигать кандидатов с программой решений проблем, которые действительно беспокоят граждан, например пробки и нелегальные застройки, власти сознательно превращают муниципальные выборы в выборы за идеологию. Неудивительно поэтому наблюдать за тем, как власти пытаются использовать внешнеполитические темы, особенно проблему терроризма, чтобы сместить внимание граждан с более насущных проблем – безработицы и роста цен на продукты питания.
Другой источник проблем для властей – падение уровня поддержки. Если президенту страны до сих пор удается сохранить за собой имидж политика, способного отстаивать интересы простых граждан как перед лицом внутренних врагов, так и вовне, то сама партия Эрдогана сейчас находится не в лучшем своем состоянии. В лучах национального лидера трудно выбиться кандидатам от партии власти, которые действительно этого стоят. Вред имиджу правящей партии среди консервативного и национального электората был нанесен и курсом на заигрывание в течение последних 10 лет то с проповедником Гюленом, то с курдскими политическими активистами, то вмешательством в Сирию и последующим притоком арабских беженцев. Череда неудачных решений со временем стала оказывать неблагоприятное влияние на избирателя, ищущего связь между действиями властей и падением стандартов жизни на местном уровне.
Сегодня растущая волна недовольства среди собственного избирателя заставляет руководство ПСР принимать срочные и неординарные меры. С одной стороны, под лозунгом обновления руководства на местах партия Эрдогана с мая 2017 года вслед за неудовлетворительной победой на референдуме проекта новой Конституции сменила сразу несколько мэров крупных городов. Принцип уважения к воле народа был подчинен соображениям долгосрочного выживания партии, как подчеркивает оппозиция. Однако самым важным событием последних двух лет стало решение ПСР тесно сотрудничать с националистической партией Девлета Бахчели.
Партия националистического движения стремительно набирает популярность благодаря своей принципиальности, акценту на сильную государственность, самобытность и независимость Турции и решительной борьбе с курдским сепаратизмом в регионе. Таким образом, идеология ПНД удовлетворяет растущий общественный запрос на консервативность без религиозного фанатизма, сильное унитарное государство и отказ от внешнеполитического авантюризма при сохранении решительной позиции по защите национальных границ страны.
Истоки существующего запроса уходят в провал официальной консервативной политики партии Эрдогана по ряду критических для Турции вопросов. К примерам подобных неудач можно отнести и кризис продвигаемой Эрдоганом модели гражданственности на основе конфессиональной идентичности, и кризис «исламского» проекта государственности в регионе в целом. Застой отношений Анкары с западными странами, постоянное лавирование турецкого президента от кризиса к кризису, в процессе которого действия турецкого лидера все чаще расходятся со яркими лозунгами, – все это не остается не замеченным турецким обывателем.
Учитывая не особо оптимистичные прогнозы относительно шансов турецкой оппозиции хоть как-то пошатнуть власть ПСР в крупных метрополиях, можно сказать, что главным победителем станет именно националистическая партия Бахчели. Двигаясь в форварде официальной пропаганды, националисты избежали участи оппозиции и не были заклеймены Эрдоганом в качестве «врагов народа» и «инструментов внешнего влияния».
Более того, получив контроль над городскими районами и муниципалитетами крупных городов, партия и сеть ее сторонников получат доступ к бюджетным средствам. В среднесрочной перспективе совокупность растущего политического влияния Партии националистического действия с растущим влиянием сторонников партии в бюрократии и армии Турции может подстегнуть процесс разворота страны «вправо». Конфликт двух партий будет сдерживаться общим интересом – сохранить сильное государственное влияние в политической сфере страны, особенно в вопросах национальной безопасности и противодействия «внутренним врагам».
комментарии(0)