Фото Tomohiro Ohsumi/Bloomberg via Getty Images
1 февраля вступает в силу Соглашение об экономическом партнерстве (EPA) между Евросоюзом и Японией, подписанное сторонами 17 июля 2018 года. К середине декабря прошлого года документ ратифицировали обе палаты Национального парламента Японии и Европейский парламент. Это позволяет соглашению вступить в силу по большей части пунктов, однако полностью оно заработает лишь после его ратификации всеми национальными и региональными парламентами стран – членов ЕС, на что потребуется определенное время. Стороны явно поторапливались с вступлением соглашения в силу, перестраховываясь заранее от возможной неразберихи в Брюсселе в связи с ожидаемым 29 марта выходом Британии из ЕС, а также намеченными на май выборами в Европарламент.
EPA охватит территории с общим населением свыше 600 млн человек, производящие около 30% мирового ВВП. Таким образом, создается крупнейшая в мире зона свободной торговли. Соответственно EPA становится самым крупным соглашением о свободной торговле как для Японии, так и для ЕС. В Брюсселе и Токио уверены, что выгоды от реализации ЕРА будут взаимными.
Европейцы получат ощутимый выигрыш для своего агросектора и продуктов питания. В течение переходных периодов от импортных пошлин в Японии будет освобождено около 85% традиционного сельскохозяйственного экспорта ЕС, в частности вино, переработанная свинина, многие сорта сыра, а также постепенно будет снижаться пошлина на ввоз говядины. Токио обязуется признать и обеспечить на своей территории такую же защиту, как в Европе, примерно 200 географическим наименованиям европейских продуктов питания и алкоголя, таким как сыр «Рокфор», «Арденнская ветчина», «Польская водка» и др.
Либерализация произойдет не сразу – переходные периоды могут достигать 15 лет, учитывая, что для Японии открытие рынка по отдельным продуктам питания, в частности по молочным товарам, явилось непростым решением. Не будет снижена пошлина на рис – наиболее чувствительный продукт на японском продовольственном рынке. В обмен на либерализацию своего рынка продуктов питания японцы получат весьма заметную и существенную выгоду: после переходного периода они будут иметь практически свободный доступ на автомобильный рынок ЕС.
Соглашение также предусматривает либерализацию рынка услуг, в частности финансовых, телекоммуникационных, транспортных, электронной торговли. Европейские компании получат доступ к рынкам поставок в нескольких десятках крупнейших японских городов; для них будут также сняты барьеры на японском рынке поставок в сфере железнодорожного транспорта. Помимо либерализации рынков товаров и услуг ЕРА нацелено на введение современных высоких стандартов в сфере трудовых отношений, окружающей среды, защиты потребителей и персональных данных, что придает соглашению весьма продвинутый характер.
В последнее время именно таким аспектам новых торговых соглашений придавалось особое значение. В 2018 году вступило в силу (также пока в неполной мере в связи с продолжающимся процессом ратификации в странах ЕС) соглашение СЕТА между Евросоюзом и Канадой, ряд положений которого идут дальше общепринятых правил международной торговли – правил ВТО. Аналогичные черты имеет соглашение о партнерстве CPTPP (бывшее Транстихоокеанское партнерство – TPP, изменившее название после выхода США), процесс ратификации которого в 11 странах-участницах близок к завершению.
Сравнивая ЕРА и CPTPP (в обоих участвует Япония), в Токио отмечают более современный характер первого, в частности относительно устранения нетарифных барьеров. Так, если до сих пор ЕС упрекал Японию в наличии излишних нетарифных ограничений, то теперь, к примеру, в отношении автомобилей и автокомплектующих в ЕРА содержится положение о взаимном признании авторизации номеров моделей и гармонизации международных стандартов. В отношении части комплектующих даже допускается, что при соблюдении определенных условий продукция с происхождением из третьих сторон, имеющих соглашения о свободной торговле с Японией либо с Европейским союзом, будет считаться продукцией внутреннего производства. Подобный подход в устранении торговых барьеров принципиально отличается от последних торговых соглашений, заключенных Соединенными Штатами с другими странами, в частности с Канадой и Мексикой (USMCA – бывшее NAFTA) и с Республикой Кореей, в которых Вашингтону удалось настоять на своих протекционистских подходах в сфере локализации производства.
Соглашение ЕРА имеет сегодня, безусловно, важнейшее стабилизирующее значение для глобальной экономики и торговли. На фоне резкого усиления протекционизма и развязывания администрацией Дональда Трампа торговых войн главные торговые партнеры США – ЕС, Япония, Канада – ясно и недвусмысленно заявляют о своей приверженности дальнейшей либерализации рынков и следованию курсом экономической глобализации. Они также подчеркивают ценность сохранения сложившейся за послевоенные годы международной торговой системы, основанной на правилах (rules-based system), которую Вашингтон после прихода Трампа ставит под сомнение, заявляя о приоритете национальных интересов США.
Кстати, о национальных интересах Америки. Вступление в силу торгового соглашения между Японией и ЕС неизбежно в той или иной степени перенаправит торговые потоки: ряд товаров, ввозимых из США, Япония, вполне вероятно, начнет импортировать из стран ЕС. Аналогичным образом может произойти и переориентация части японских инвестиций с США на Евросоюз. Это вряд ли понравится американскому бизнес-сообществу. Кроме того, уже происходящее де-факто отставание США (по их собственной вине) от формирования правил международной торговли может в конечном счете навредить Соединенным Штатам гораздо больше, чем это представляется сегодня Белому дому.
комментарии(0)