0
7616
Газета Я так вижу Печатная версия

23.01.2019 17:48:00

Урок из 17 блюд

Почему учителя в России уже не отличить от чиновника

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук.

Тэги: школа, учитель, распоряжения, экзамен, егэ


школа, учитель, распоряжения, экзамен, егэ Фото агентства городских новостей "Москва"

Попалась на глаза ужасающая цифра: каждый учитель в России отдает ежеурочно около 100 распоряжений. С перерывом в 27 секунд этот командующий собеседник требует, инструктирует, ставит публичную оценку (автор исследования – А. Осницкий). С другой стороны, педагога можно понять: ведь с него тоже постоянно что-то требуют, а он – с ребенка. Недаром Лев Толстой называл школу «дисциплинированной ротой солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик».

Только вот парадокс: в то время как статистика «солдат» в школьной отрасли падает, иго «поручиков» растет. Уже к началу нулевых оно в России превзошло контингент учителей. Для сравнения: финских управленцев от образования, наоборот, тогда же отсекли. Все управленческое войско, за ненадобностью. Освободившиеся деньги направили на нужды школы. Значит, такая у нас Нефинляндия. Остается надеяться, что словоохотливые наставления – учителей, чиновников – как-нибудь сами собой когда-нибудь перетекут в захватывающие познавательные диалоги.

У надежд этих есть основания и более весомые. В одном из ключевых выступлений 2018 года президент Владимир Путин сделал акцент именно на воспитании готовности учеников к работе в команде. Навыка, почти не прививаемого в современной школе. Не только в нашей, кстати.

Согласно исследованиям британского фонда The Communication Trust, ребенок в британской школе в течение урока говорит 20 секунд, произнося всего 4 слова. Вот почему еще нужны проекты и команды помимо классов и уроков: чтобы – простая вещь, казалось бы! – разговорить детей. Ну как без этого? А уж потом будут решаться прочие задачи: воспитания, педагогической поддержки. И обучения, естественно: если, положим, 15 из 18 одноклассников знают теорему Пифагора, то разве троим несведущим они ее на своем мальчишеском наречии не объяснят?

Тогда, возможно, и учитель понемногу сменит амплуа – вершителя судеб на квалифицированного ассистента.

«Ой, да какой там еще ассистент, – машет руками знакомая преподаватель математики из Астрахани. – Наш завуч требует разложить урок на 17 блюд, согласно ФГОСам (федеральным госстандартам. – А.З.), а сама сидит на моем уроке и галочки ставит: физкультминутка? Есть. Рефлексия? Галочка. «А где у вас обратная связь с классом, гуманистическая парадигма, применение умных устройств?» Нас и так задушили, а вы – команда, проекты...»

Стоп. Дело, однако, в том и состоит, чтобы сменить сам облик школы, образования. Творческие коллективные проекты должны стать не деликатесом, не красной икрой для представительных комиссий, а черным хлебом в ежедневном детском расписании. Потому что развитие государства, командное мышление подростка и его равный доступ к знанию – звенья одной цепи. При этом наукой доказано: в отсутствие жесткого учителя (толстовского поручика, который умеет только помыкать) включается мощный механизм взаимообучения ребят.

Так учили друг друга, издавая журналы, сочиняя песни и пьесы, товарищи Пушкина по Царскосельскому лицею. Не случайно Вильгельм Кюхельбекер станет по выходе из лицея секретарем «Общества по распространению взаимного обучения по методе Боля и Ланкастера». Знавший его лично автор «Горя от ума» отметит этот факт в своей комедии от имени старухи Хлестовой: «С ума сойдешь от этих, от одних/ От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;/ Да от ланкартачных взаимных обучений».

Линию на взаимообучение молодежи (бригадно-лабораторный метод, Дальтон-план и пр.) поддерживал и советский Наркомпрос. А в результате в школах, техникумах и вузах исчезли... экзамены. Вглядитесь в кино– и фотодокументы 1920-х годов: в лицах людей нет страха. Вместо участия в «полицейском насилии» (так Анатолий Луначарский обозвал экзамены), чреватом суицидом (нарком доказывал это со статистикой в руках), команды лаборантов во главе с научным бригадиром ходили на экскурсии и выставки, отдавали дань техническому моделированию, научным экспедициям. Заметьте: и после, и в ходе уроков. Для отчета использовались «групповые дневники». 16 лет школа дышала полной грудью!

Учебные книги служили подспорьем для творчества, буйно цветущего вне догм и правильных ответов, в режиме поиска и равноправия. Креативные способности в этих условиях растут взрывообразно, законы химии и физики осваиваются весело и непринужденно, а взаимообучение становится всеобщим. Что и доказывали, проводя победоносные эксперименты в Индии, англичане Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер, а затем и Вильгельм Кюхельбекер – в Санкт-Петербурге и Тифлисе.

...Хотя с экзаменами нарком все же погорячился. Мир человека есть система целеустремленная: вне четких личных целей ни один из нас не существует. Поэтому цель – в виде теста или экзамена – обязательно должна быть задана на выходе из школы. Последняя одевает результаты испытания в твердую корочку и предъявляет работодателю, вузу, военкому. Не ритуала ради – это ее взнос в систему глобальных услуг.

Так что и автор этих строк двумя руками голосует только за ЕГЭ, безоговорочно. Но лишь для добровольцев, разумеется.      


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1739
Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
9988
Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Елена Герасимова

Изучение основ единой науки о природе считают важным для жизни только 27% учеников

0
7793
Госдума стимулирует борьбу с нелегальными мигрантами

Госдума стимулирует борьбу с нелегальными мигрантами

Иван Родин

От правительства ждут исполнения принятых законов и подготовки собственных инициатив

0
2362

Другие новости