0
3643
Газета Я так вижу Печатная версия

05.12.2018 19:04:00

Что недоговаривают педагогические генералы

Право на образование принадлежит личности, а не государству

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук.

Тэги: путин, закон, общее образование


путин, закон, общее образование Специалисты уверяют, что для 40% российских школьников вполне достаточно девятилетнего образования. Фото PhotoXPress.ru

21 июля 2007 года президент России Владимир Путин подписал закон № 194-ФЗ с длинным бюрократическим названием. А если в двух словах – из-под пера главы государства вышел указ об обязательности третьей (старшей) ступени общего образования.

Этот сухой, до конца понятный лишь сугубым специалистам документ легко прошел обе палаты Федерального собрания. Родители школьников в разгар отпускного сезона тоже в него не вчитывались: эпитеты «всеобщее», «бесплатное», «полное» знакомы многим с детских лет. Хотя, если разобраться, этот декрет не расширял, а ограничивал в условиях молодой российской демократии дееспособность граждан – их гарантированное Конституцией право на выбор личной колеи по окончании девятилетки.

Произошла, по сути, конституционная реформа. Но в хорошем смысле слова: добрая, созидательная. Другой вопрос: ради чего? Давлению каких скрытых от нас причин обязан вступлением в силу (с 1 сентября того же 2007 года – темп неслыханный!) «закон о всеобуче» – вполне обычный с виду документ?

Его разрабатывали в Минобразования РФ, сопроводив короткой справкой с указанием на «дефицит квалифицированных кадров», «необходимость повышения общего образовательного уровня» и «усиления борьбы с социально вредными привычками». Доводы ведомства, руководимого тогда Андреем Фурсенко, однако, не рассеивали, а добавляли тумана вокруг ситуации в образовании. Выходило, что вполне дежурная проблема искоренения дурных пристрастий молодежи требовала по меньшей мере пересмотра Основного закона страны. А лишний год-другой за той же, но чуть перекрашенной партой способен всерьез повлиять на чью-то квалификацию. Педагогические генералы явно чего-то недоговаривали. Но чего?

Возвращаясь к лету 2007-го, уточним: это был шестой год эксперимента по ЕГЭ, которому на тот момент отказывали в доверии 78% россиян (данные ВЦИОМа). Масла в огонь исправно подливала демографическая статистика: численность выпускников девятого класса сокращалась ежегодно на 100–150 тыс. человек. При этом надо учесть, что была назначена и дата перехода страны на штатный ЕГЭ (январь 2009 года).

Однако была, очевидно, в распоряжении разработчиков 194-ФЗ и другая статистика. Сколько детей осталось за бортом учебных заведений, каковы масштабы безработицы среди выпускников и что на самом деле происходит с кузницей рабочих рук – системой среднего профобразования?

Знаки вопроса множатся, а искомых данных у общества нет до сих пор. Довольствоваться остается мнениями частных лиц, принимать на веру выводы независимых исследователей. В книге первого избранного министра образования России (1990–1992) Эдуарда Днепрова «Образование и политика» (2006) приводится такой факт. В то время как казна пухла от нефтедолларов, правительство одной рукой лишало «пэтэушников» льгот на питание и проезд в транспорте, а другой пыталось удержать в аудиториях, чтобы не покушались на общественный порядок.

Способ удержания – сразу для всех учеников – нашелся идеальный по соотношению цены и качества. Он был впервые анонсирован еще в июне 2005 года среди шумного Бала выпускников в Кремле. Где его встретили громким одобрительным гулом. Между тем по Конституции обязательным является только основное общее – девятилетнее – образование. А мы еще разводим руками: загибается промышленность, уходят с молотка ПТУ, валится рейтинг ЕГЭ... А лекарство от хворей едино – «всеобуч». Его цена, как подсчитают в Общественной палате РФ, включая расходы на организацию ЕГЭ для «новеньких», составит 30–40 млрд руб. И ошибутся, к сожалению. Общество заплатит цену более высокую, поскольку ни в одной стране старшую школу не навязывают 16-летним гражданам. Это неписаный закон и для советской, где 40% детей после восьмого класса уходили в ПТУ, и для западной школ.

«Для абсолютного большинства российских школьников вполне достаточно девятилетнего образования», – рассказывал мне в конце 1990-х годов ректор известного вуза. Мол, загоняя всех без разбору на высшую ступень школы, мы ее дискредитируем. И не секрет, что «те, кто требует особого внимания взрослых и, скорее всего, вольется в армию «лишних людей», с трудом получают свидетельство об окончании девятилетки». Для них и девять лет за партой каторга. Фильтром на переходе из средней школы в высшую ЕГЭ перестал служить именно в этот период, захлебнувшись «пэтэушниками».

Вот что произошло: сначала школой воспользовались как местом для складирования детей, потом ее участь разделили вузы. Сегодня выпускники приходят сюда как в очередной класс школы: весь материк образования качнулся и просел под натиском благой законодательной новации.

Получилось как всегда. Все-таки право (пусть даже и на образование) не может быть обязательным к получению. Оно мое собственное, а не государственное. Именно с него все начинается. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
650
Президент России Владимир Путин поздравил Константина Ремчукова с 70-летием

Президент России Владимир Путин поздравил Константина Ремчукова с 70-летием

0
508
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
181
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1640

Другие новости