Специалисты уверяют, что для 40% российских школьников вполне достаточно девятилетнего образования. Фото PhotoXPress.ru
21 июля 2007 года президент России Владимир Путин подписал закон № 194-ФЗ с длинным бюрократическим названием. А если в двух словах – из-под пера главы государства вышел указ об обязательности третьей (старшей) ступени общего образования.
Этот сухой, до конца понятный лишь сугубым специалистам документ легко прошел обе палаты Федерального собрания. Родители школьников в разгар отпускного сезона тоже в него не вчитывались: эпитеты «всеобщее», «бесплатное», «полное» знакомы многим с детских лет. Хотя, если разобраться, этот декрет не расширял, а ограничивал в условиях молодой российской демократии дееспособность граждан – их гарантированное Конституцией право на выбор личной колеи по окончании девятилетки.
Произошла, по сути, конституционная реформа. Но в хорошем смысле слова: добрая, созидательная. Другой вопрос: ради чего? Давлению каких скрытых от нас причин обязан вступлением в силу (с 1 сентября того же 2007 года – темп неслыханный!) «закон о всеобуче» – вполне обычный с виду документ?
Его разрабатывали в Минобразования РФ, сопроводив короткой справкой с указанием на «дефицит квалифицированных кадров», «необходимость повышения общего образовательного уровня» и «усиления борьбы с социально вредными привычками». Доводы ведомства, руководимого тогда Андреем Фурсенко, однако, не рассеивали, а добавляли тумана вокруг ситуации в образовании. Выходило, что вполне дежурная проблема искоренения дурных пристрастий молодежи требовала по меньшей мере пересмотра Основного закона страны. А лишний год-другой за той же, но чуть перекрашенной партой способен всерьез повлиять на чью-то квалификацию. Педагогические генералы явно чего-то недоговаривали. Но чего?
Возвращаясь к лету 2007-го, уточним: это был шестой год эксперимента по ЕГЭ, которому на тот момент отказывали в доверии 78% россиян (данные ВЦИОМа). Масла в огонь исправно подливала демографическая статистика: численность выпускников девятого класса сокращалась ежегодно на 100–150 тыс. человек. При этом надо учесть, что была назначена и дата перехода страны на штатный ЕГЭ (январь 2009 года).
Однако была, очевидно, в распоряжении разработчиков 194-ФЗ и другая статистика. Сколько детей осталось за бортом учебных заведений, каковы масштабы безработицы среди выпускников и что на самом деле происходит с кузницей рабочих рук – системой среднего профобразования?
Знаки вопроса множатся, а искомых данных у общества нет до сих пор. Довольствоваться остается мнениями частных лиц, принимать на веру выводы независимых исследователей. В книге первого избранного министра образования России (1990–1992) Эдуарда Днепрова «Образование и политика» (2006) приводится такой факт. В то время как казна пухла от нефтедолларов, правительство одной рукой лишало «пэтэушников» льгот на питание и проезд в транспорте, а другой пыталось удержать в аудиториях, чтобы не покушались на общественный порядок.
Способ удержания – сразу для всех учеников – нашелся идеальный по соотношению цены и качества. Он был впервые анонсирован еще в июне 2005 года среди шумного Бала выпускников в Кремле. Где его встретили громким одобрительным гулом. Между тем по Конституции обязательным является только основное общее – девятилетнее – образование. А мы еще разводим руками: загибается промышленность, уходят с молотка ПТУ, валится рейтинг ЕГЭ... А лекарство от хворей едино – «всеобуч». Его цена, как подсчитают в Общественной палате РФ, включая расходы на организацию ЕГЭ для «новеньких», составит 30–40 млрд руб. И ошибутся, к сожалению. Общество заплатит цену более высокую, поскольку ни в одной стране старшую школу не навязывают 16-летним гражданам. Это неписаный закон и для советской, где 40% детей после восьмого класса уходили в ПТУ, и для западной школ.
«Для абсолютного большинства российских школьников вполне достаточно девятилетнего образования», – рассказывал мне в конце 1990-х годов ректор известного вуза. Мол, загоняя всех без разбору на высшую ступень школы, мы ее дискредитируем. И не секрет, что «те, кто требует особого внимания взрослых и, скорее всего, вольется в армию «лишних людей», с трудом получают свидетельство об окончании девятилетки». Для них и девять лет за партой каторга. Фильтром на переходе из средней школы в высшую ЕГЭ перестал служить именно в этот период, захлебнувшись «пэтэушниками».
Вот что произошло: сначала школой воспользовались как местом для складирования детей, потом ее участь разделили вузы. Сегодня выпускники приходят сюда как в очередной класс школы: весь материк образования качнулся и просел под натиском благой законодательной новации.
Получилось как всегда. Все-таки право (пусть даже и на образование) не может быть обязательным к получению. Оно мое собственное, а не государственное. Именно с него все начинается.
комментарии(0)