Фото pixabay.com
Среднее образование – основа любого общества. Именно в школе ребенок изучает мир с разных сторон. В школе он приобретает важнейшие и необходимые для дальнейшей жизни навыки – учится грамотно писать и правильно считать. Учится логически мыслить, оценивать и сопоставлять, делать выводы. Математика – ключевой предмет для школы. Именно математика в наибольшей степени развивает логику мышления и способствует успешному усвоению учениками большинства других предметов. Казалось бы, математика должна быть в фаворе, как это было в СССР. Но отнюдь.
Сегодня математика для многих учеников – проблема номер один. Все начинается с первых классов, когда вместо таблицы умножения младшие школьники используют гаджеты – телефоны и планшеты. Поэтому к пятому классу далеко не все ученики умеют считать в уме, а некоторые из них не способны даже умножать и делить в столбик.
Дальше проблемы с математикой в школе только усугубляются. Отсутствие навыков математической логики не позволяет части учеников пятых-девятых классов правильно понять и соответственно решить текстовые задачи, построить графики, доказать теоремы. Непонимание предмета вызывает его отторжение. Математика уже не «царица наук» и не «гимнастика ума», а мерзкий непонятный предмет, который необходимо учить хотя бы на троечку.
Первый серьезный экзамен по математике проводится в России после девятого класса и имеет название основной государственный экзамен (ОГЭ). Всего школьники 9-го класса сдают четыре (возможно, будет пять) ОГЭ, но избежать математики нельзя. Экзамен состоит из 26 вопросов, разделенных на две части – простую (20 заданий с цифровым ответом) и сложную (6 вопросов с развернутым ответом). Простая часть настолько простая, что на некоторые вопросы можно ответить даже без знания математики. Например, задание 19 предполагает в ряде случаев определение площади фигуры, которую можно посчитать пальцем по клеточкам.
Полагаю, что простая часть ОГЭ упрощена именно для того, чтобы аттестовать всех учеников – и тех, кто пойдет в десятый класс, и тех, кто пойдет, скажем, в хлебопеки или доярки. И в принципе этот подход скорее всего правильный, так как тройку должен иметь возможность получить каждый школьник, чтобы он имел гарантированное ему основное образование. Но вот в десятый класс я бы брал детей с оценкой ОГЭ по математике не ниже четырех. И вот почему.
Учебная программа по математике 10 и 11-х классов гораздо сложнее, чем в девятом. В алгебре – это тригонометрия и начала анализа (производные, интегралы). В геометрии – пространственные фигуры (тетраэдры, цилиндры, конусы, пирамиды). Для ученика, умножающего двести на один на телефоне (реальная ситуация), задача изучения всего этого просто неподъемная. А учиться приходится, так как математика снова обязательный предмет. Но здесь-то и скрыт главный нюанс.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) для средней школы представлен сегодня в двух видах: базовом и профильном. «База» в целом соответствует по уровню сложности простому уровню ОГЭ. Сдать такой экзамен можно без серьезных знаний по математике. Поэтому в ряде школ допускается сдача «базы» уже после 10-го класса. Таким образом, школьник, сдавший «базу» после десятого, идет в одиннадцатый класс как бы с гарантией получения аттестата о среднем образовании, даже если не будет сдавать «профиль», так как профиль сдается уже по выбору. Однако на уроки по математике в 11-м классе он ходить обязан, так как математика – обязательный предмет.
Итак, в 11-м классе на одном уроке одновременно присутствуют мотивированные на сдачу «профиля» ученики, и ученики, уже ни на что в сфере математики не мотивированные. Это, как правило, ребята гуманитарного склада ума. Ну и те, у кого способностей просто не хватает. Как преподавать в таком смешанном коллективе учеников, хорошо знают, как мне кажется, сами учителя математики. Слабые и немотивированные ученики просто развлекаются, мешая тем самым тем ученикам, кто реально хочет учиться.
Не забывайте, что ребятам этим по 16–17 лет. Стереотипы их общественного поведения еще только формируются. А безнаказанность и отсутствие цели просто побуждают к нарушению дисциплины, и не только. При этом мотивированные ученики могут присоединиться к праздным в силу возраста. Кроме того, они не получают нужных знаний в полном объеме, так как учителя должны тратить усилия как на опрос тех, кого и опрашивать не надо бы, так и на усмирение развлекающейся части класса. При этом страдают все – и те, кто учится, и те, кто не учится, и те, кто учит.
Подведем итог. Хочу сформировать следующее предложение. Необходимо запретить сдачу «базы» после десятого класса, объединить «базу» и «профиль» ЕГЭ в единый экзамен по типу ОГЭ. Пусть простая часть останется легкой. А профиль останется таким, как сейчас. Иными словами, это будет не методическое, а чисто административное изменение. Такое изменение может, на мой взгляд, резко улучшить обстановку на уроках математики в одиннадцатых классах средней школы. А пока мы имеем ситуацию, что ученики сдают то, что они еще не изучали. И имеют по математике то, что не заслужили.
комментарии(0)