0
8433
Газета Я так вижу Печатная версия

17.10.2018 17:43:00

Особенности школьной математики

Парадоксально, но ученики могут сдавать экзамен по тому материалу, который еще предстоит изучить

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук.

Тэги: школьные предметы, математика, экзамены, огэ


школьные предметы, математика, экзамены, огэ Фото pixabay.com

Среднее образование – основа любого общества. Именно в школе ребенок изучает мир с разных сторон. В школе он приобретает важнейшие и необходимые для дальнейшей жизни навыки – учится грамотно писать и правильно считать. Учится логически мыслить, оценивать и сопоставлять, делать выводы. Математика – ключевой предмет для школы. Именно математика в наибольшей степени развивает логику мышления и способствует успешному усвоению учениками большинства других предметов. Казалось бы, математика должна быть в фаворе, как это было в СССР. Но отнюдь.

Сегодня математика для многих учеников – проблема номер один. Все начинается с первых классов, когда вместо таблицы умножения младшие школьники используют гаджеты – телефоны и планшеты. Поэтому к пятому классу далеко не все ученики умеют считать в уме, а некоторые из них не способны даже умножать и делить в столбик.

Дальше проблемы с математикой в школе только усугубляются. Отсутствие навыков математической логики не позволяет части учеников пятых-девятых классов правильно понять и соответственно решить текстовые задачи, построить графики, доказать теоремы. Непонимание предмета вызывает его отторжение. Математика уже не «царица наук» и не «гимнастика ума», а мерзкий непонятный предмет, который необходимо учить хотя бы на троечку.

Первый серьезный экзамен по математике проводится в России после девятого класса и имеет название основной государственный экзамен (ОГЭ). Всего школьники 9-го класса сдают четыре (возможно, будет пять) ОГЭ, но избежать математики нельзя. Экзамен состоит из 26 вопросов, разделенных на две части – простую (20 заданий с цифровым ответом) и сложную (6 вопросов с развернутым ответом). Простая часть настолько простая, что на некоторые вопросы можно ответить даже без знания математики. Например, задание 19 предполагает в ряде случаев определение площади фигуры, которую можно посчитать пальцем по клеточкам.

Полагаю, что простая часть ОГЭ упрощена именно для того, чтобы аттестовать всех учеников – и тех, кто пойдет в десятый класс, и тех, кто пойдет, скажем, в хлебопеки или доярки. И в принципе этот подход скорее всего правильный, так как тройку должен иметь возможность получить каждый школьник, чтобы он имел гарантированное ему основное образование. Но вот в десятый класс я бы брал детей с оценкой ОГЭ по математике не ниже четырех. И вот почему.

Учебная программа по математике 10 и 11-х классов гораздо сложнее, чем в девятом. В алгебре – это тригонометрия и начала анализа (производные, интегралы). В геометрии – пространственные фигуры (тетраэдры, цилиндры, конусы, пирамиды). Для ученика, умножающего двести на один на телефоне (реальная ситуация), задача изучения всего этого просто неподъемная. А учиться приходится, так как математика снова обязательный предмет. Но здесь-то и скрыт главный нюанс.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) для средней школы представлен сегодня в двух видах: базовом и профильном. «База» в целом соответствует по уровню сложности простому уровню ОГЭ. Сдать такой экзамен можно без серьезных знаний по математике. Поэтому в ряде школ допускается сдача «базы» уже после 10-го класса. Таким образом, школьник, сдавший «базу» после десятого, идет в одиннадцатый класс как бы с гарантией получения аттестата о среднем образовании, даже если не будет сдавать «профиль», так как профиль сдается уже по выбору. Однако на уроки по математике в 11-м классе он ходить обязан, так как математика – обязательный предмет.

Итак, в 11-м классе на одном уроке одновременно присутствуют мотивированные на сдачу «профиля» ученики, и ученики, уже ни на что в сфере математики не мотивированные. Это, как правило, ребята гуманитарного склада ума. Ну и те, у кого способностей просто не хватает. Как преподавать в таком смешанном коллективе учеников, хорошо знают, как мне кажется, сами учителя математики. Слабые и немотивированные ученики просто развлекаются, мешая тем самым тем ученикам, кто реально хочет учиться.

Не забывайте, что ребятам этим по 16–17 лет. Стереотипы их общественного поведения еще только формируются. А безнаказанность и отсутствие цели просто побуждают к нарушению дисциплины, и не только. При этом мотивированные ученики могут присоединиться к праздным в силу возраста. Кроме того, они не получают нужных знаний в полном объеме, так как учителя должны тратить усилия как на опрос тех, кого и опрашивать не надо бы, так и на усмирение развлекающейся части класса. При этом страдают все – и те, кто учится, и те, кто не учится, и те, кто учит.

Подведем итог. Хочу сформировать следующее предложение. Необходимо запретить сдачу «базы» после десятого класса, объединить «базу» и «профиль» ЕГЭ в единый экзамен по типу ОГЭ. Пусть простая часть останется легкой. А профиль останется таким, как сейчас. Иными словами, это будет не методическое, а чисто административное изменение. Такое изменение может, на мой взгляд, резко улучшить обстановку на уроках математики в одиннадцатых классах средней школы. А пока мы имеем ситуацию, что ученики сдают то, что они еще не изучали. И имеют по математике то, что не заслужили.    


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Елена Герасимова

От перестановки экзаменов качественный состав абитуриентов вряд ли изменится

0
9975
Дети – за, родители – против: новая коллизия вокруг ЕГЭ

Дети – за, родители – против: новая коллизия вокруг ЕГЭ

Наталья Савицкая

Споры о судьбе государственного экзамена могут разрешиться неожиданным образом

0
6801
Рособрнадзор вынес ряду организаций предостережения по поводу нарушений при проведении экзаменов для мигрантов по русскому языку

Рособрнадзор вынес ряду организаций предостережения по поводу нарушений при проведении экзаменов для мигрантов по русскому языку

0
2048
На информатику, не сдав физику, теперь не поступишь

На информатику, не сдав физику, теперь не поступишь

Наталья Савицкая

Университеты объединяются с крупными компаниями для подготовки специалистов в области искусственного интеллекта

0
6277

Другие новости