В лаборатории анализируют образцы на присутствие возбудителей боррелиоза. Фото агентства «Москва»
Роспотребнадзор сообщает о вспышке на северо-западе Италии легионеллеза – острого инфекционного заболевания, которое протекает с высокой температурой, общей интоксикацией организма, поражением легких, центральной нервной системы, а также органов пищеварения. На 21 сентября заболели 450 человек. Возбудителя легионеллеза обнаружили в кондиционерах. Российских граждан предупреждают быть осторожнее при поездках в Италию.
Вспышка легионеллеза в Италии – не первый и не последний случай борьбы природы с человеком. Если мы думаем, что победили микробов и вирусов, то глубоко ошибаемся. С микробами попроще – на них воздействуют антибиотики, и злостных возбудителей, к антибиотикам нечувствительных, пока нет (во всяком случае, в массовом масштабе). Но против вирусов (за исключением герпеса и – недавно – гепатита С) у медицины практически нет оружия. А наш образ жизни приносит все новые и новые неожиданности.
Легионелла прекрасно чувствует себя в сырых и теплых условиях, которые создаются в промышленных системах кондиционирования воздуха. Псевдотуберкулезный возбудитель (иерсении) размножался в холодильных камерах, где хранились овощи. Сейчас массовая вспышка прошла.
Этот год стал урожайным на энтеровирусы: многие люди в отпуске на Черном море и на Средиземном страдали тяжелыми проблемами с животом. Ладно бы это было связано с бассейнами и их загрязнением: те, кто купался исключительно в море, тоже вместо отпуска наблюдались у врачей. А вспышка кори в Европе и России – это ответ возбудителя на массовую, но не просчитанную по своим последствиям вакцинацию.
Периодически создается впечатление, что чем больше мы устраиваем плясок с бубнами вокруг одного возбудителя, тем хуже последствия. В России самое привитое от туберкулеза общество – и самая большая в пересчете на душу населения заболеваемость этой болезнью.
К чему я это говорю? К тому, что рано успокаиваться. У всякой инфекции есть свой период жизни, когда она становится массовой, иногда уничтожая огромное число людей, а потом куда-то исчезает. Так было с чумой, холерой, оспой, проказой. Возможно, и другие инфекции ведут себя похожим образом – например, исчез из практики стрептококкозависимый ревматизм.
Но поднимают голову новые болезни. Сегодня уже многие слышали про боррелиоз, приводящий к развитию болезни Лайма. А лет 20 назад такой болезни не было. Боррелия, кстати, сродни спирохете, вызывающей сифилис. Вот только переносится она клещами.
Слишком много вокруг нас всякой заразы, которая может вылезать неожиданно и устраивать человечеству большие проблемы. Среди них легионеллез – детские шалости, так как он, несмотря на массовость поражения через воздуховоды в помещениях, тяжесть заболевания со смертельными исходами, хорошо лечится, если диагноз поставлен вовремя, обычными антибиотиками. Главное врачам – не пропустить первого больного.
И еще – противоэпидемические методы середины XX века в ближайшее время перестанут работать. Человек теряет контроль за инфекционными болезнями из-за благодушия на фоне очевидных побед. А вот новых методов, насколько мне известно, не разрабатывают.
У меня нет ответов-советов, что и как делать, но делать вскоре придется. Хорошо, если это будут относительно нестрашные болезни. А вот если будет вспышка реально тяжелой инфекции, я не уверен в полной боевой готовности наших методов защиты от них.
комментарии(0)