Фото Sean Gallup/Getty Images
В России с большим вниманием относятся к визиту федерального канцлера Австрии Себастьяна Курца 3 октября в город на Неве, где он и президент РФ Владимир Путин откроют выставку в Государственном Эрмитаже «Имперские столицы: Санкт-Петербург–Вена» и проведут переговоры. Это четвертая только за текущий год встреча Путина и Курца. В повестке дня – двустороннее сотрудничество, отношения РФ и ЕС, ситуация в Сирии, украинский конфликт, определенно – транзит российского газа через Украину и, видимо, положение на Балканах.
Между руководителями двух стран сложились добрые отношения, переговоры проходят в атмосфере доверительности, нацелены на конкретный результат. Канцлер Австрии всегда подчеркивает большое значение партнерства с РФ, подтвердив курс своего правительства на сближение с Москвой созданием в МИД Австрии подразделения по России, назначением бывшего посла Австрии в Москве Маргот Клестиль-Леффлер спецпредставителем в структуре МИДа по развитию отношений с РФ. Она – один из идеологов возможного учреждения Форума гражданских обществ двух стран.
Повышенный интерес к визиту связан с председательствованием Вены в Совете ЕС, что предполагает предметное обсуждение перспектив нормализации отношений по линии Москва–Брюссель. Контакты Курца с коллегами из Евросоюза свидетельствуют о его способности проявлять характер. Хотя он, например, уважительно относится к германскому канцлеру Ангеле Меркель, при случае не стесняется высказать собственное мнение, иронически порассуждать о немцах как неких моральных наставниках в вопросах миграционного кризиса.
Исходная позиция Вены применительно к евроинтеграционным процессам заключается в сохранении Единой Европы и еврозоны. Для Австрии ЕС – конструкция, позволяющая ей за счет экспорта высокотехнологичных товаров и предоставления качественных услуг реализовывать инновационные проекты, сохранять достаточно высокий жизненный уровень. Евросоюз – мощный ретранслятор интересов Австрии в условиях глобализации. Сторонникам чрезмерного усиления роли национальных государств Вена противопоставляет собственный положительный опыт, который был накоплен благодаря приверженности Австрии следующим принципам – отстаивание политической преемственности в вопросах евростроительства при сбалансированном сочетании общеевропейского курса и сохранения национальной идентичности, совершенствование социального партнерства, поддержание гражданского мира.
В Москве, думаю, есть понимание того, что вопреки множеству скептических оценок, преувеличению либо абсолютизации известных негативных явлений в Европе и мире, нигилизму евроскептиков, разрушительной философии правых и левых популистов евроинтеграционные тенденции не утратят свою динамику. РФ заинтересована в жизнеспособном, прочном Евросоюзе, рассматривает его как стратегического партнера, взаимодействие с которым принесет выгоду в сферах экономики, безопасности, гуманитарных контактов. Иной подход Москвы противоречил бы интересам РФ на восстановление полноформатного диалога с Брюсселем.
Как государству с постоянным нейтралитетом Австрии удается играть роль посредника в выстраивании отношений между всеми участниками общеевропейского процесса. Эти способности проявились в самый разгар критики Запада в отношении действий РФ в Крыму и Донбассе. Нелишне напомнить, что согласованная линия ЕС и США на изоляцию РФ после событий в Украине была частично прервана визитом Путина в Австрию 24 июня 2014 года по приглашению тогдашнего президента Хайнца Фишера. Этому визиту предшествовало осуждение Вены со стороны Запада и Украины за решение президента Австрии принять российского коллегу. Оппоненты настаивали на соблюдении некоего документа ЕС, согласно которому в тех условиях ни одно из государств-членов не имеет права по собственной инициативе принимать партнеров из РФ на высоком государственном уровне. Посольство США в Вене призвало руководство, деловые круги, общественность Австрии взвесить аргументы «за» и «против». В Вене не дрогнули, поведение руководства и деловых кругов Австрии можно назвать поступком. Австрийцы также проявили решительность, отказавшись участвовать в акции по высылке дипломатов РФ, на чем в связи с «делом Скрипалей» так настаивали Британия, США и НАТО.
Но нельзя не видеть, что нейтралитет страны находится в тисках политических решений Брюсселя. Вена разрывается между двумя тенденциями: с одной стороны, она обязана выполнять консолидированные решения Брюсселя, с другой – сохранять самобытный характер отношений с Москвой, не утрачивая своего права на суверенные подходы. Примечательно, что даже в условиях ограничительных мер никто из австрийских предпринимателей не покинул РФ, бизнес не исключает возвращения показателей экономического сотрудничества к объемам 2013 года.
Политический диалог на различных уровнях, экономическое сотрудничество, включая энергетику, многочисленные проекты в сфере культуры, межпарламентские связи, межрегиональные контакты, обмен между городами-побратимами, другие форматы устремлены в будущее, носят прагматичный характер, не допускают отчуждения между двумя странами.
В то же время прорывных договоренностей от визита Курца ожидать не следует. Вена не ставит под сомнение систему ценностей ЕС, подтверждая свои позиции, в том числе через претензии к Москве по поводу дефицита в правозащитной сфере, расхождений в интерпретации причин украинского кризиса. Тем не менее есть надежда, что визит канцлера Австрии в Санкт-Петербург станет очередным шагом на пути к дальнейшему развитию разноплановых российско-австрийских отношений, позволит выявить новые точки соприкосновения для возвращения к общей повестке дня Москва–Брюссель.
комментарии(0)