Фото сайта www.arms-expo.ru
5 сентября в Москву прибывает генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) Нгуен Фу Чонг. Это его первый визит в Россию в таком качестве, хотя Москва хорошо знакома лидеру вьетнамских коммунистов по учебе в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В те годы Нгуен Фу Чонг стал свидетелем перестройки в СССР, опыт и уроки которой он в дальнейшем всесторонне проанализировал во многих своих трудах.
74-летний лидер КПВ, несмотря на возраст, пользуется авторитетом как ведущий теоретик партии, а также как умелый организатор политики обновления и укрепления самой партии, политической и государственной системы. Он был главным редактором партийного журнала «Коммунист», занимал пост председателя национального собрания, а на XI–XII съездах КПВ в 2011 и 2016 годах дважды избирался генсеком ЦК. В последнее время инициировал и возглавил кампанию борьбы с коррупцией, хищениями государственных средств и расточительством, что значительно повысило его авторитет.
Хотя лидер единственной во Вьетнаме политической партии не занимает официальных государственных постов, предстоящая 6 сентября в Сочи встреча Нгуен Фу Чонга с президентом РФ Владимиром Путиным будет диалогом на высшем уровне по ключевым вопросам российско-вьетнамского всеобъемлющего стратегического партнерства и актуальным региональным проблемам. Есть все основания ожидать, что визит откроет новую страницу в наших отношениях.
Слова у нас, как говорил поэт, стареют и стираются от частого и не всегда уместного употребления. Мы называем наши отношения с Вьетнамом «всеобъемлющим стратегическим партнерством», но что при этом имеется в виду? Официального объяснения этого термина до сих пор никто не удосужился дать. Ясно только, что это не военный союз, предполагающий общего противника и совместную подготовку к его предполагаемым враждебным действиям. Россия – это уже давно не Советский Союз, а Вьетнам тоже неузнаваемо изменился за 30 с лишним лет обновления.
Многие у нас еще сохраняют стереотипное представление о Вьетнаме как о маленькой бедной стране в далекой Юго-Восточной Азии, ставшей жертвой агрессии сначала Франции, потом США и остро нуждавшейся в нашей помощи. За оказанную тогда действительно колоссальную помощь Вьетнам якобы должен быть нам благодарен вечно. И он на самом деле благодарен – в отличие от многих других стран ближнего и дальнего зарубежья. Такова неизменная политика КПВ на протяжении всех послевоенных лет.
После распада СССР о Вьетнаме у нас как бы вообще забыли лет на 20. Но Вьетнам за это время преодолел уровень бедности. Его рыночная экономика растет уже многие годы, прибавляя ежегодно по 6–7% ВВП. По темпам роста он уступает только Китаю. И сегодня Вьетнам в отношениях с Россией – это совсем не младший брат, а вполне равноправный партнер со 100-миллионным населением, более трети которого составляет молодежь. В балансе наших торговых отношений Вьетнам уже имеет небольшой, но профицит, а его инвестиции в России значительнее, чем наоборот.
Политика России, естественно, тоже направлена на получение коммерческой выгоды от торговли, энергетических, инфраструктурных и других совместных проектов и, конечно, от военно-технического сотрудничества, которое успешно развивается. Но объем двусторонней торговли, едва достигшей в прошлом году 5 млрд долл., не сравним с товарооборотом Вьетнама с Китаем и США. Есть надежда, что к визиту лидера КПВ стороны подготовили ряд проектов, которые помогут достичь давно поставленной цели – довести уровень торговли до 10 млрд долл. к 2020 году. Ожидается, что этому будет способствовать вступившее в силу Соглашение о свободной торговле между Вьетнамом и ЕАЭС.
Понятие партнерства пришло в политику из экономики. Оно подразумевает сотрудничество в достижении каких-то общих целей. Но необязательно всех. Из наших отношений ушла идеология, но это не мешает быть активными партнерами в целом ряде областей экономики, науки и культуры. Когда это партнерство называют еще и стратегическим, это означает, что оно рассчитано на многие годы, что требует высокого взаимного доверия партнеров. И такое доверие сложилось после возобновленного сотрудничества в начале XXI века при полном невмешательстве во внутренние дела друг друга. Россия и Вьетнам занимают одинаковые или очень близкие позиции по всем жизненно важным вопросам, особенно это касается проблем безопасности в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это не исключает и некоторых различий по ряду вопросов. У каждой стороны есть свои национальные интересы, которые могут и не совпадать.
Всеобъемлющим наше партнерство называется потому, что включает активное военно-техническое сотрудничество. Вьетнамская армия на 90% вооружена российским оружием. Вьетнам является вторым после Китая покупателем российских вооружений и военной техники. Но и на этом рынке Россия сталкивается с растущей конкуренцией с Китаем, США и странами ЕС.
Развивая сотрудничество с Ханоем, в том числе совместную добычу углеводородов на шельфе Вьетнама, Россия создает более уравновешенную конфигурацию в регионе и способствует сохранению мира и стабильности. Москва имеет отношения стратегического партнерства как с Вьетнамом, так и с Китаем. Продолжающийся территориальный спор между ними в Южно-Китайском море никак не отвечает интересам России. Из года в год она четко выражает свою позицию, призывая к мирному политическому урегулированию кризиса в регионе на основе международного права.
Это полностью совпадает с позицией Вьетнама. В новой обстановке, которую создал выдвинутый Вашингтоном и Токио план возрождения антикитайского «квартета» в составе США, Японии, Австралии и Индии, позиция Вьетнама будет иметь большое значение для сохранения мира и стабильности. Его независимая политика неприсоединения заслуживает уважения и всяческой поддержки со стороны России. Что и должно быть недвусмысленно высказано в ходе предстоящего диалога на высшем уровне.
комментарии(0)