Фото агентства городских новостей "Москва"
С весны этого года бывшее Министерство образования и науки РФ было разделено на два: Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ. В этих заметках речь пойдет о последнем из этих двух ведомств. Знакомые спрашивают: к чему готовиться – дескать, наверное, теперь вместо образования будут просвещать, а свет наук заменит «цифра»?
Но обратимся, не гадая понапрасну, к самому понятию. Откроем томик Даля. «Просвещать, – дает он справку, – даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце». При этом, правда, у Даля нет более привычного нам «образования». Зато в словарях Ушакова и Ожегова оно рассматривается как «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение».
Выходит, что центральные понятия остались незыблемы – только таблички над входом в министерство претерпели некоторую косметическую реставрацию. Да и о них забудут. Так уже было с законом «Об образовании в РФ» (2012). В парламенте пять лет тому назад, чтобы не обижать учителей, которые как огня боятся всякого рода услуг, образование признали «общественно значимым благом». Прямо на первой странице закона, чтобы все заметили.
Кто-то заметил? Большинство учителей будут приятно изумлены, узнав, что создают общественно значимое благо. Но в первой половине дня. А во второй – творят свои волшебные услуги индивидуальной педагогики. По рыночным законам и вполне доступным ценам. Не прогорая. Но и не поедая друг друга, как нас пугали в страшилках про акул капитализма.
Тем временем вновь назначенная глава возрожденного Минпроса Ольга Васильева рассказывает журналистам, что образование (просвещение) не может быть частной услугой, «это неправильная постановка изначально». Что же оно такое? Благо? Не угадали. Школа, по Васильевой, – «это учреждение, которое воспитывает наше будущее».
Обидно за будущее. Оно испытывает диссонанс уже на входе в этот многоликий институт – то ли по оказанию образовательных услуг, то ли по воспитанию полноценных патриотов, то ли...
А если без иронии, то привитию благих пристрастий, как говаривал экономист, поэт и педагог Евгений Сабуров, давно пора отвести достойное место в «пунктах воспитания будущего». Добавить спорта, приключений, хорошо забытого и вновь обещанного предмета «трудовое воспитание» – куда он, кстати, пропал? Хотя принесет ли это пользу поколению школьников, выросших при «новых табличках», непонятно.
Дело в том, что и сама совесть учителя (пусть утонувшего в бумагах, но наделенного зато свободой подработок) расколота напополам. Выступая утром в роли творителя благ, а вечером – услуг, что поучительного, воспитательного, светлого (по Далю) может он заронить в молодые сердца? Еще более удручают его достижения по части просвещения. Известный экономист Татьяна Клячко рассказала, почему не стоит верить баллам единого госэкзамена (ЕГЭ).
Оказывается, еще в 2008 году (последний год эксперимента по ЕГЭ) доля двоек среди выпускников составила 11,2% по русскому языку и 23,5% по математике. Получалось, что в 2009 году, когда экзамен должен был войти в штатный режим, значительная часть «штатников» (по математике – каждый четвертый) могла бы не получить аттестат. Выход нашли, и он устроил всех. «Всего 2–2,8 и 3–3,5% двоек по русскому языку и математике у выпускников 2009 и 2010 годов – это свидетельство значительного снижения требований к экзаменующимся», – сделала вывод экономист.
В пользу ребят пороговые значения оценок (в баллах) опустили под готовые работы, разом обесценив выдаваемые школой, а затем и вузом документы. По этой креативной, ежегодно ниспадающей шкале и сдается ЕГЭ.
Таинство просвещения, кажется нам, это удел особых ритуалов, тематических уроков и мероприятий о патриотизме и духовности. А если один политик-гуманист в разгар сезона попросил другого поменять разметку выпускных оценок, то это уже сверхурочно, вне программы воспитания.
Удобный флер иллюзий! Но боковые разметки на поле ЕГЭ – те же границы между просвещением и пропастью. Кроме того, сдвигая их, мы подрываем базовые представления народа о добре и зле. Что же касается уровня знаний, то выпускники этой системы его все равно измеряют без нас. По ощущению. Того, что остается, когда забываешь выученное.
Эту науку забывать им и внушают в классах, судя по последнему исследованию Левада-Центра. Его специалисты предложили гражданам в возрасте от 18 до 65 лет и старше пройти элементарный школьный тест – найти неверные среди семи высказываний из учебника. Вот для примера первые три: «Электрон меньше, чем атом»; «Вся радиация создана человеком»; «Пол ребенка определяют гены отца».
Результат исследования, в котором приняли участие предприниматели, руководители, рабочие, студенты и т.д., таков, что ни один политик не решается его озвучить. «Полным объемом знаний, предусмотренных школьной программой, обладают всего 2,3% жителей России», – резюмируют организаторы опроса, проходившего в 2018, 2009 и 1996 годах по одинаковым практически высказываниям. И с одним и тем же результатом.
Трудно поверить. Но если кривая обычного ЕГЭ колеблется вместе с оценочной шкалой от года к году, то шкала «ЕГЭ для взрослых» вот уже 20 лет остается на месте. И конечный результат: 98% детей учатся в школе... забывать ее стандарты и азы. Включая и наименование табличек, время от времени сменяемых на ведомстве, отвечающем за этот социальный институт, школу, с весьма загадочным предназначением.
комментарии(0)