Фото Tomas Ayuso/Bloomberg via Getty Images
За последние несколько лет в Латинской Америке произошло сразу несколько весьма показательных смен верховной власти. Где-то на президентский пост попали так называемые левые. В других укрепили свое влияние сторонники классического «антинародного» капитализма. И только в Колумбии, стране со вторым в мире по численности испаноговорящим населением, президентом стал настоящий «центрофорвард».
Человек, который, наверное, больше всех болел в Колумбии за свою сборную по футболу во время ее пребывания в России и для которого избегать шараханий с «правого края» на «левый» – не чисто футбольное, а надежное тактическое кредо. Ему он намерен следовать и на высшем государственном посту, который займет на четыре года с 1 августа.
Мне несколько раз доводилось беседовать с Иваном Дуке в Вашингтоне, где он провел большую часть своей профессиональной карьеры. И хотя уже сегодня критики называют Дуке колумбийским представителем американской власти, это все же больше словесные клише, которые не имеют под собой никакого основания.
Президент Колумбии с русским именем, типичным элитарным воспитанием и классической проамериканской карьерой очень молод – вступая в высшую государственную должность он только что отметил свое 42-летие. Прежде всего отмечу, что Иван – это типичный представитель верхушки колумбийской политэлиты, которая воспитывалась и крепла в идеальных условиях комфорта жизни и профессионального карьерного роста как у себя в стране, так и за ее пределами (особенно та часть этой группы политиков, которая обучалась в США). Его отец был в свое время губернатором провинции Антиокия, а затем занимал пост министра. Хотя Иван и родился в Боготе, ключевые годы, сформировавшие его как политика «новой Колумбии», прошли в столице США.
Здесь же он познакомился со своей будущей супругой – Марианой Хулианой. А дама эта далеко не из простых – работала она в тот момент юристом в Организации американских государств на колумбийской кадровой квоте. То есть занимала одно из классических «теплых мест», предназначенных для родственников правящих элит не только Колумбии, но и всей Латинской Америки.
Сам же Иван весьма успешно отучился на адвоката в двух вашингтонских университетах – Американском и Джорджтаунском. Также интересно, что в студенческие годы в конце 1980-х он был солистом в университетском рок-ансамбле.
Замечу, что до участия в президентских выборах он четыре года был сенатором в Боготе, а ранее возглавлял отдел культуры в Межамериканском банке развития. И там же Иван работал ранее советником представителя Колумбии и еще трех латиноамериканских стран. А на такой пост без мощной протекции правительства своей страны попасть невозможно.
Отличительная черта Дуке, на которую сразу же обращают внимание все его собеседники, – он умеет заразительно смеяться и шутить. Иван очень дорожит своими отношениями с матерью, сам он примерный семьянин (у него трое детей). А по воскресеньям он регулярно ходит на футбол, причем его любимая команда вовсе не из столицы, а провинциальная «Америка де Кали».
О себе он предпочитает говорить так: «Я – самый обычный колумбиец, в меру серьезный, но умеющий при случае повеселиться, консервативный во взглядах, люблю свою семью и детей, обожаю читать книги и делаю все для сохранения нашей национальной культуры».
Весьма показательно в этом плане его решение выдвинуть на пост вице-президента Марту Лусию Рамирес. Она в начале предвыборной кампании боролась с ним за выдвижение от партии Демократического центра. Но, победив свою соперницу, Иван решил, что лучше всего ее политический опыт и желание работать на благо Колумбии использовать в своей команде.
За счет чего же Иван Дуке добился победы на выборах в столь консервативной стране, где на пост президента обычно выдвигался либо бывший министр обороны, либо бывший посол в США? Во многом, получив более 10 млн голосов избирателей и победив своего влиятельного противника левого толка во втором туре, Дуке пообещал народу то, что тот хотел услышать.
А важнейшим его обещанием стал полный пересмотр соглашения о мире с повстанцами «Революционных вооруженных сил Колумбии» (FARC). Соглашение было заключено его предшественником Мануэлем Сантосом (за что тому дали Нобелевскую премию мира), но большая часть колумбийцев по-прежнему выступает против этой сделки правительства и повстанцев. Сам же Иван лично возглавлял голосование на всенародном референдуме по отмене мирного соглашения с FARC.
Здесь сторонники Дуке выдвинули на первый план проблему полного пренебрежения социальной справедливостью властями страны. И требовали не допустить амнистии тех боевиков, которые были замешаны в убийствах военных и полицейских. По соглашению же, повстанцы подлежат прощению, им разрешается создать политическую партию и принимать участие в выборах в парламент на правах обычной политической силы.
И хотя Дуке с очень многими влиятельными политиками по этому вопросу во взглядах разошелся, тем не менее даже они отмечают уникальное качество нового президента. А именно – чуть ли не любой современный политик в Колумбии по-прежнему называет Ивана своим «хорошим другом». Ведь он удивительным образом умудряется, с одной стороны, ни с кем вроде бы не скандалить, а с другой – упрямо гнет свою линию и добивается поставленных целей.
«Колумбийцы очень сильно разочарованы и в политике страны, и в ее политиках. Им нужен сегодня не революционер, который будет все кругом крушить-реформировать, а в разумных пределах умеренный, вменяемый и заботящийся о людях лидер. Если я таким смогу быть, то мне только скажут «спасибо». А если что не будет вдруг у меня получаться, то я всегда готов прислушаться к мнению народа. Потому что только простые люди в Колумбии знают, как сделать жизнь нашей страны лучше. И я им в этом важном деле будут всеми силами содействовать», – уверяет Дуке.
Вашингтон–Москва
комментарии(0)