Фото Alexander Koerner/Getty Images
В Мали – богатой ресурсами стране в зоне Сахеля – завершается избирательная кампания. Выборы состоятся 29 июля. За высший государственный пост поборются 24 претендента, включая действующего президента, 73-летнего Ибрагима Бубакара Кейта. Его основным конкурентом называют оппозиционера Сумаилу Сиссе.
Кампания проходила при повышенных мерах безопасности, что вызвано угрозами со стороны боевиков экстремистских группировок, действующих в северных и центральных районах. По данным МВД, к защите кандидатов и предвыборных мероприятий привлечено более 30 тыс. сотрудников силовых структур.
Перед будущим главой государства стоит комплекс сложнейших задач: завершение вооруженного конфликта с радикалами, решение острейших гуманитарных проблем, возрождение экономики, прежде всего сельского хозяйства.
Президент Ибрагим Бубакар Кейта обещает довести до конца реализацию Соглашения о мире и национальном примирении, подписанного в 2015 году в Алжире и нацеленного на урегулирование конфликта между повстанцами и правительством. По словам Кейта, его «не интересует власть ради власти». Цель участия в избирательной гонке, говорит он, – «получить второй президентский мандат, позволяющий завершить начатое». Вооруженный конфликт между правительственными войсками и боевиками различных группировок разгорелся в в Мали в 2012 году. Во многом он был спровоцирован хаосом в Ливии.
В октябре 2017 года правительство Мали продлило на год режим чрезвычайного положения. А пока во многих районах Мали продолжают греметь взрывы и совершаются убийства. Самым дерзким терактом стало нападение на миротворцев в Мали чуть меньше месяца назад. Неизвестные атаковали штаб региональных вооруженных сил группы G5 Sahel. В ходе нападения погибли шесть человек, все французы.
Группа G5 Sahel была сформирована в 2014 году пятью соседними африканскими государствами – Мавританией, Мали, Буркина-Фасо, Нигером и Чадом – для решения вопросов развития и обеспечения безопасности в регионе. В мае Европейский союз включил в мандат учебной миссии ООН в Мали консультирование и профессиональную поддержку совместных сил группы G5 Sahel.
Скорее всего террористическое нападение на штаб – не последняя акция насилия в западноафриканской республике, где схлестнулись интересы многих сил и стран. С помощью ООН был заключен хрупкий мир между жителями пустыни – туарегами-сепаратистами и правительством. Но в конфликт включился еще один игрок на малийской политической сцене – исламисты, связанные с запрещенными в России «Аль-Каидой» и «Исламским государством». Они развернули кампанию против сил правительства Мали.
Еще немного предыстории нынешнего кризиса в Мали. В январе 2012 года Национальное движение за освобождение Азавада (НДОА) подняло восстание в Азаваде, на севере страны. 2 марта того же года в Мали произошел государственный переворот. Военные обвинили правительство в неспособности противостоять восставшим и захватили власть. Было объявлено о свержении президента Амаду Тумани и создании Национального комитета восстановления демократии и возрождения государства. Вскоре после этого военные передали власть главе Национального собрания.
В результате переворота позиции малийской армии только ослабли, а НДОА активизировало свои действия, взяло историческую столицу Азавада – Тимбукту – и 6 апреля 2012 года провозгласило Независимое государство Азавад. Этому помогло то, что многие туареги прошли подготовку в ливийской армии и после крушения режима Каддафи направились в Мали, составив костяк армии Азавада.
Политическая жизнь Мали – поистине сложнейший кроссворд внешних и внутренних противников. В последние годы огромным влиянием там стали пользоваться крупные китайские компании, начавшие добычу золота, главного богатства страны. Такая ситуация обеспокоила Париж, исстари считавший Мали своей вотчиной.
Восстание туарегов в Мали позволило Франции вполне легально вмешаться в дела бывшей колонии, обладающей значительными природными богатствами (уран, золото, алмазы, нефть, газ). В 2013 году боевые действия против боевиков фактически вела французская армия. И хотя 14 июля 2014 года военные задачи французского контингента были признаны выполненными, военное присутствие Франции в Мали сохранилось «на неопределенное время».
Сейчас война на севере Мали перешла в партизанско-террористическую фазу. Каждую неделю радио и телевидение сообщают о вооруженных столкновениях, убитых и раненых. По сути, Мали превратилась еще в одну горячую точку, где цивилизации противостоит черный интернационал джихадистов.
комментарии(0)