0
13132
Газета Я так вижу Печатная версия

26.06.2018 00:01:00

Турция может отказаться от закупок у РФ комплексов С-400

После прошедших в республике выборов Анкара и Москва будут развивать "реалистичное евразийство"

Энгин Озер

Об авторе: Энгин Озер – турецкий политолог

Тэги: эрдоган, турция, вооружения, закупка, с400, внешняя политика, сирия, ес


эрдоган, турция, вооружения, закупка, с400, внешняя политика, сирия, ес Фото Isa Terli/Anadolu Agency/Getty Images

Реджеп Тайип Эрдоган по итогам выборов 24 июня сохранил за собой пост президента Турции. После обработки 98% бюллетеней Эрдоган набрал более 52% голосов, что означает его победу уже в первом туре. Главный соперник действующего главы государства Мухаррем Индже смог заручиться поддержкой чуть более 30% избирателей. Кроме того, эрдогановская Партия справедливости и развития (ПСР) успешно выступила на парламентских выборах, которые также прошли 24 июня. Сторонники президента из ПСР получили 42,49% голоса, а с учетом 11,13%, полученных Партией национального движения (ПНД), партнера ПСР по коалиции «Народный альянс», суммарный результат составил 53,6%. Таким образом, Эрдоган сможет контролировать большинство мест в национальном парламенте.

Более чем 52% голосов, отданных турецкими избирателями за действующего президента, означают, что Эрдоган не утратил широкой общественной поддержки в стране. Победа 24 июня, очевидно, приближает его к достижению долгосрочных стратегических целей. Успех же Партии справедливости и развития, находящейся у власти с 2002 года, показывает правоту оценок тех экспертов, которые полагают, что выполнение ПСР своих предвыборных обещаний в каждом электоральном цикле оказывает положительное влияние на общественные настроения.

Итоги выборов 24 июня показывают, что Эрдоган оказался довольно эффективным лидером, который смог создать условия для развития экономики страны при очень скромных природных ресурсах. Его стратегия позволила улучшить качество системы здравоохранения, увеличить пенсии, провести модернизацию армии, обеспечить быстрое развитие оборонной промышленности, наконец провести эффективные военные операции против курдских формирований Сил самообороны и Рабочей партии Курдистана (YPG-PKK) в Сирии.

Реджеп Тайип Эрдоган не является сторонником кардинальных политических перемен в стране. Поэтому, например, не следует ожидать изменений во внешней политике Турции после 24 июня. Во внутренней политике некоторые новые шаги, очевидно, будут сделаны. Успех коалиции «Народный альянс» свидетельствует, что заметное в последние годы усиление влияния на Эрдогана национально-патриотических дискурсов станет теперь постоянным. Можно предположить, что националистическая риторика займет лидирующее место в лексиконе переизбранной турецкой власти, потеснив привычную антизападную риторику последних лет.

Следует ожидать укрепления в стране позиций лидеров и менеджеров Партии национального движения, союз с которой открыл для правящей ПСР путь в новый политический период. Коалиция ПСР и ПНД, оформившаяся в предвыборный проект «Народный альянс», неизбежно изменит саму эрдогановскую Партию справедливости и развития. Впрочем, такие изменения в истории ПСР уже не раз бывали. Так, в 2002 году ПСР, придя к власти, начинала как либерально-демократическое движение, затем, с началом арабской весны, она превратилась в консервативную партию, а после ухудшения отношений Анкары с ЕС и США в ПСР стала доминировать консервативно-националистическая линия. Учитывая результаты и стратегию победы 24 июня, весьма вероятно, что после 2018 года партия Эрдогана превратится в националистическое движение, а идеология турецких националистов станет звучать громче.

Усиление националистического вектора в турецкой политике, укрепление аппаратных и доктринальных позиций ПНД в стране означает, что вряд ли стоит ожидать каких-либо серьезных подвижек в отношениях Анкары и Европейского союза. Напротив, более вероятны новые позитивные инициативы Турции в части партнерства с Евразийским союзом и рядом республик бывшего СССР, несмотря на то что Партия национального движения пока еще осторожно относится к Российской Федерации. Впрочем, опасения ПНД наверняка сможет сбалансировать сам Эрдоган, который никогда не был фанатом какой-либо политической идеологии, рассматривая ее лишь как технологический инструмент для реализации своих стратегических планов. Приоритет Эрдогана сегодня – не идеология, а устойчивый экономический рост, экономическое развитие. А какая идеология этому будет содействовать – либеральная, консервативная или националистическая – это уже не так важно.

Очевидно, что после договоренностей с Соединенными Штатами в Манбидже Анкара будет продолжать поиск согласования интересов с американцами в Сирии, и некоторые события последнего времени указывают, что в турецко-американских отношениях сохраняется «надежда на будущее». После 24 июня Турция может также начать более активно играть роль медиатора между блоком России и Ирана, с одной стороны, и западными странами – с другой.

Представляется вероятным укрепление партнерства Турции, России и Ирана в различных инициативах по поддержанию мира в регионе. Такое сотрудничество в рамках регионального альянса можно назвать «реалистичным евразийством». Конечно, различные нюансы в отношениях Анкары, Москвы и Тегерана не делают его безоблачным, однако, очевидно, что Турция будет придерживаться позиции решения региональных проблем только со странами региона, тех, кого они непосредственно касаются.

Отношения с Россией Турция после 24 июня будет развивать в сферах как военного, так и невоенного сотрудничества. Наверняка произойдет увеличение объемов внешней торговли двух стран, будет облегчен таможенный режим, следует ожидать реализации новых проектов в атомной энергетике, сфере образования, а также производстве высокотехнологичной продукции.

В военно-техническом сотрудничестве России и Турции, однако, возможно некоторое «снижение оборотов», что будет связано с позицией Вашингтона, который продолжает угрожать давлением и санкциями в отношении турецкой экономики. Не исключено, что в результате этого Анкара откажется от закупок у РФ систем ПВО С-400. Однако это вряд ли приведет к ухудшению российско-турецких отношений, так как обе стороны нуждаются друг в друге и потребность в партнерстве Анкары и Москвы будет в дальнейшем лишь усиливаться.

Измир   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1170
Джакузькина мать

Джакузькина мать

Истории про Герцена и Огарева, Галину Уланову и Просто Посмешище

0
679
У нас

У нас

0
528
Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
1637

Другие новости