Фото GettyImages
Если бы российская армия не вмешалась в сирийские события в сентябре 2015 года, то дни Сирии как государства были бы сочтены. Официальный Дамаск к тому времени фактически контролировал не более 10% территории страны.
Сейчас ситуация иная. При помощи России и Ирана официальный Дамаск взял под контроль значительную часть территории, на которой проживает примерно 85% оставшегося в стране населения. Туда же начали возвращаться, пусть пока и в небольшом количестве, беженцы и вынужденно переселенные лица. Судя по всему, война в Сирии если не в этом, то в следующем году может завершиться.
Главный победитель – безусловно, правительственная армия. Второй доминирующей силой на земле, также добившейся успехов в борьбе с джихадистами, являются курды. Обе стороны никогда не воевали друг с другом и выступают за сохранение целостности страны (при условии со стороны курдов проведения соответствующих реформ). В последнее время из Сирии не раз приходили сообщения о якобы начавшихся прямых переговорах между официальным Дамаском и курдами.
Однако пока, судя по всему, дальше пожеланий и заявлений о намерениях речь не идет. Власти и курды из-за нежелания наладить диалог и объединить усилия перед лицом общих угроз упускают время и шансы сохранить единую Сирию в ее прежних границах, чего хотят обе эти стороны. Убедительный пример тому – Африн. Его вполне можно было защитить совместными усилиями, если бы не амбиции отдельных курдских политиков, умело подогреваемые некоторыми западными кураторами, которым безразличны чаяния курдского народа.
Тем временем Турция фактически создает на подконтрольной ей сирийской территории в северной Сирии по своим лекалам и под свою идеологию элементы государственности. На днях из города Эль-Баб, захваченного в ходе операции «Щит Евфрата» под прикрытием борьбы с «Исламским государством» (запрещено в РФ), пришло сообщение об открытии еще одного турецкого учебного заведения. Объявлено, что обучение там, как, впрочем, и в других учебных заведениях, открытых турками в Эль-Бабе, Джараблусе и Азазе, будет вестись на трех языках: арабском, турецком и английском.
Всего, если верить сообщениям Министерства образования Турции, на сирийской территории, перешедшей под контроль Анкары, за парты сели вместе со школьниками почти 200 тыс. человек. Это, безусловно, лучше, чем война. Но, по мнению даже некоторых турецких экспертов, то, как это делается, больше похоже на «колониальные устремления» Анкары, желающей вернуть себе влияние на землях, некогда входящих в Османскую империю. В подтверждение своих слов они ссылаются на недавнюю выдачу школьникам табелей успеваемости, украшенных флагами Турции и Свободной сирийской армии, и на то, что изучение турецкого языка становится обязательным.
Некоторые иностранные эксперты заявляют, что подобного рода явления носят временный характер. Но, видимо, не зря говорят, что нет ничего более постоянного, чем временное. Тем более когда речь идет о Турции. Когда-то она ввела также на временной основе свои войска на север Ирака под прикрытием необходимости борьбы с партизанами Рабочей партии Курдистана. Прошло много лет, но там в дополнение к старым военным базам появляются все новые.
Что касается северных территорий Сирии, перешедших под контроль Турции, а это свыше 4 тыс. кв. км, то там уже созданы местные органы власти, судебные инстанции, почтовая служба и ряд других атрибутов государства. На дорогах стали появляться указатели на турецком языке. Работа местных чиновников финансируется и соответственно контролируется Турцией. Деньги собираются в том числе за счет местных налогов, арендной платы и муниципальных сборов.
В ходу турецкая лира. Ею выплачиваются зарплаты, что облегчает работу почтовых отделений, выступающих также в качестве банковских учреждений. Обязательным атрибутом всех организаций, включая школы и больницы, стал портрет президента Реджепа Тайипа Эрдогана и турецкий флаг.
В 2016–2017 годах около 5 тыс. сирийцев прошли обучение у турецких инструкторов для службы в полиции. Недавно в Азазе была проведена очередная церемония вручения дипломов полицейским, на которой присутствовали представители турецкой полиции. Такая картина стала обыденным явлением. Всего на службе в местной полиции сейчас находится около 7 тыс. человек. Большинство из них носят униформу и головные уборы с турецкими знаками отличия. По данным издания Al Monitor, в Эль-Бабе даже появился муфтий, назначенный Управлением по делам религии Турции.
Подспудно местное население начинают приучать к мысли, что зависимость от Турции является естественной и исторической. В действительности же речь идет о дальнейшем разрушении сирийской государственности. Пока сирийская правительственная армия ведет бои с джихадистами в других регионах, Турция содействуют созданию оппозиционного анклава на севере Сирии со своим правительством.
Что и как будет дальше – не знает никто. Создание Турцией параллельных институтов власти в суверенном государстве, каковым является Сирия, – серьезная правовая и дипломатическая проблема. Рано или поздно ее придется решать. Среди тех, кто оказался сейчас на территории, подконтрольной Анкаре, немало и таких, кто считает, что Турция должна помочь сирийцам, а не управлять ими.
комментарии(0)