Фото агентства городских новостей "Москва"
Получил письмо от педагога-ветерана. Дочь попросила его сходить на родительское собрание к 16-летней внучке. Мелочь вроде бы, а этому заслуженному человеку («Учителю года-1991», герою популярной повести «Июнь, июль, август») не по себе. Он пишет: «Сначала перед нами выступила представитель наркологического центра. Тоном, не допускающим сомнений, она привела справку о процедуре «массового тестирования на наркотики». Я переспросил: для всех? Она помялась и признала: добровольно. Но судя по реакции других родителей, эта деталь не имела значения.
Еще рассчитывая на их поддержку, я возразил, что процедура, когда наших Катюш и Егоров табунами гонят на анализы, вряд ли похожа на добровольную. Диалог глухих! В лицах родителей читалась благодарность школе за полезную услугу. Еще бы: можно принудительно расширить знания о своих детях, даже не вступая с ними в диалог».
Общество кончилось, констатирует мой адресант с горечью. То, что осталось от него, периодически наведываться в школу, выказывать почтение святейшему семейству ЕГЭ-ОГЭ-ВПР (единый госэкзамен – основной государственный экзамен – всероссийская проверочная работа) и подтвердить готовность своих чад сдать тест на что угодно. От алкоголя и наркотиков до обязательных «метапредметных достижений в УУД» (универсальные учебные действия, если кто не знает) и прочих симулякров, смысла которых не понимают даже их изобретатели.
«Страшная ситуация у нас с народом. Мы погружаемся в пучину стадности», – заключает автор мрачного письма.
Хотя на самом деле никакого мрака: свет остается там же, где и был – бьет из конца туннеля, освещая путь из тупика. Мы доверяем школе (родине, государству) больше, чем себе. Значит, и дети наши эту веру унаследуют, и внуки. Замечательно, чего еще желать? Другое дело, каким образом столь дорогой кредит доверия от общества используется теми, кому он передан в бессрочное владение?
С 1990-х годов до небес превозносим управляющие советы в школах. Очередная сводка цифр из НИУ «Высшая школа экономики» такова. Только один из каждых четырнадцати родителей (7%) вносит предложения по организации учебного процесса. И один из каждых 18 сограждан (5%) думает о развитии школы, ее внеурочной деятельности. Интересно, что-то всерьез изменилось, пока заседают эти советы? Где-то под их давлением избавились от второй смены, организовали фитобар для малышей (с участием ребят), спасли от неправых гонений любимого учителя? А если нет, то что так бесконечно долго обсуждают «советологи» под чутким руководством школьного директора? Очередные симулякры?
Но даже в упор не замечая вопиющих цифр, пропаганда знай себе твердит, что все теперь зависит от семьи. Мол, только в ней опора, на нее надежда.
После шокирующей поножовщины в Перми в одну из телепрограмм была приглашена в студию директор одной из московских школ – поделиться опытом выращивания красивых детских коллективов. И о том, как быть с агрессией в этом возрасте. Что за напасть, откуда вообще она берется…
Вот ее ответ: «Слушайте, а мы-то где с вами, взрослые? Где семья во всем нашем с вами разговоре? Мне кажется, что корень всего лежит в семье. И слушайте, давайте мы тогда уже не будем все сливать на СМИ, на школу…» А далее и вовсе откровенно: «Конечно, у нас есть система безопасности, но это все внешние атрибуты, которые детей не остановят. Ребенок должен принести из семьи воспитанность и философию: «Я живу и радуюсь тому, что я иду в школу и учусь».
Вот как все просто – в школу дитя идет уже воспитанным. Учителя лишь догружают его голову недостающими учебными деталями. И никакой агрессии и подростковых стычек.
Единичный пример, скажете вы. Переключаюсь на другой канал, где в разгаре ток-шоу. Тема опять весьма насущная после кровавых боен в школах – «Воспитание и ограничение: где граница дозволенного?». Новых границ дозволенного, помимо десяти библейских заповедей, ее участникам найти не удалось. Зато определить ответственного за воспитание в стране получилось. Правда, за аргументами пришлось отправиться в сказочное государство на Средиземноморье. «В Венеции до трех лет ребенок царь и король. Потом на него плюют, и он приходит в школу абсолютно отвязанный. Поэтому на самом деле все зависит от родителей, как они выстроят отношения с ребенком», – сообщил ведущий ток-шоу.
Кстати, по частоте занятий родителей с ребенком до его поступления в школу Россия оказалась лидером. 72% наших родителей ежедневно контролируют выполнение домашнего задания. Это опять один из самых высоких показателей на глобусе.
Само собой, годы идут, дети взрослеют. Но отвязываются (от канонов) не они... «1 сентября учитель спросила: «Кто ходит к репетиторам?» Почти все подняли руки. «Так что теперь я спокойна», – сказала она и весь год курила бамбук, поделилась со мной одна старшеклассница.
А вот что сами наши дети курят в перерывах между уроками и репетиторами, непонятно. Хорошо, если школа может организовать хотя бы этот тест. Все остальное сделают (и делают) близкие ученика: цветы, подарки, зона ближайшего развития, индивидуальный подход. Мол, не будем все сливать на школу, у нее есть проблемы поважнее.
комментарии(0)