Марион Марешаль-Ле Пен, племянница Марин Ле Пен. Фото Andrew Harrer/Bloomberg via Getty Images
После затишья, вызванного триумфальной победой на президентских выборах Эмманюэля Макрона и эйфорией по поводу его первых мер на посту главы страны, в Пятой республике наблюдается оживление политической жизни. С 10 по 11 марта в Лилле пройдет 16-й съезд «Национального фронта» (НФ). Событие важное и во многом символическое для Франции. Ведь на правом крае французской политической жизни после дискредитации в электоральной гонке Франсуа Фийона и на фоне раздрая в руководстве движения «Республиканцы» образовался вакуум. Почему бы теперь не заполнить его «Национальному фронту»?
Впрочем, сделать это непросто. Особенно беря в расчет неудачное выступление лидера «фронтистов» Марин Ле Пен на президентских выборах десять месяцев назад и, конечно, учитывая не самый положительный имидж НФ у сограждан. Созданная в 1972 году Жан-Мари Ле Пеном, эта партия на протяжении 40 лет ассоциировалась с его именем. И вот теперь – первый съезд тех, кого во Франции до недавнего времени называли «ультраправыми», без их исторического (чуть было не написал – истерического) лидера. Ведь три года назад Марин Ле Пен, взявшая власть в НФ, исключила из его рядов за антисемитские высказывания своего отца, который – разве не парадокс? – и по сей день остается почетным президентом партии.
И вот теперь судьбоносный конгресс, на котором «маринисты» – так зовут себя сторонники мадам Ле Пен – собираются и название партии поменять, и программу ее сделать более либеральной, а заодно и от Жан-Мари Ле Пена избавиться. Помнится, этот патриарх французской политики, принимая меня несколько лет назад в своем особняке в парижском пригороде Сен-Клу, жаловался, предвидя участь короля Лира: «На дочерей рассчитывать не приходится. Может, они и продолжат начатое мной дело по спасению Франции, но их цели и методы будут совершенно иными, если не искаженными». Как в воду смотрел! Наконец час сведения счетов настал.
«Наша стратегия состоит в утверждении программы национальной, народной и социальной партии, крепко стоящей, образно говоря, на двух ногах, – говорит Стив Бриуа, один из новых руководителей НФ. – Первая опора – это обеспечение безопасности граждан и борьба с иммиграцией, вторая – решение социальных вызовов времени. А народной популярности нам не занимать: на последних выборах за Марин проголосовали 11 миллионов».
Надо признать, что обстановка во Франции сегодня способствует поднятию рейтинга лидера «фронтистов». В ходе недавнего опроса общественного мнения, проведенного социологической службой «Кантар-Софрес», 53% французов поставили крест напротив графы: «Никоим образом не доверяю президенту Макрону». Таким тревожным для нового хозяина Елисейского дворца барометр еще не был.
Ситуация и в самом деле сложная. Прежде всего из-за иммиграции и ее последствий для республики. По данным 2015 года, во Франции действует более 2,4 тыс. мечетей (а нелегальных, салафистских, – и не счесть). Только в Париже их число превышает 1,5 тыс., что значительно больше количества культовых сооружений других конфессий, включая и христиан. Официально в стране насчитывается более 7 млн мусульман с французским гражданством, 80% из них проголосовали на предыдущих президентских выборах за социалиста Франсуа Олланда (по выборам Макрона подобных данных пока нет). В общем, есть чем озаботиться французским филистерам… И тут Марин Ле Пен надо сыграть без промашек, чтобы представить «фронтистов» как традиционно правую партию, а не как – вопреки стараниям казенных СМИ – едва ли не исчадие ада.
Поначалу темпераментный, несмотря на 90 лет, Жан-Мари Ле Пен пообещал явиться на съезд и «разоблачить предательство». Что не преминула прокомментировать Марин: «Мой отец готов на что угодно, лишь бы продефилировать в медиапространстве». Сегодня, однако, Ле Пен как-то затих, его внимание отвлек «запуск» первого тома мемуаров под символическим названием «Сын нации». Книга, изданная тиражом в 50 тыс. экземпляров, разошлась, как горячие круассаны. Хотя откровения экс-лидера «ультра» там весьма со стажем: и маршал Петен, сдавший Францию Гитлеру, был, оказывается, «истинным героем», и де Голль, «боровшийся с немцами у микрофона в Лондоне, был источником страданий для народа»…
На фоне прародителя Марин Ле Пен выглядит более чем цивилизованным политиком. Тем более что она прибегла к ранее невиданному у «фронтистов» организационному трюку. В канун конгресса всем членам партии был разослан опросник с перечислением тем, способных войти в его повестку дня. Было получено почти 30 тыс. ответов (анкету заполнил каждый второй), по ним руководство НФ и определило программу съезда в Лилле.
Кроме самой мадам Ле Пен, кандидатов на пост президента НФ нет. Впрочем, злые языки утверждают, будто истинный фронт проходит вовсе не по территории «нежной Франции», а далеко за океаном. Именно в Штаты летали перед их избранием последние президенты Франции. Именно туда – для выступления на конференции с участием президента Дональда Трампа – отправилась на днях и Марион Марешаль-Ле Пен, племянница Марин. Местные массмедиа гадают, будет ли теперь эта юная особа, ставшая в 22 года самым молодым депутатом Франции, соперницей мадам Ле Пен или нового витка семейной свары «фронтистов» удастся избежать.
комментарии(0)