Восточная Гута пострадала от боевых действий не меньше, чем Алеппо. Фото Reuters
Совет Безопасности ООН в минувшие выходные единогласно принял резолюцию № 2401. Согласно документу, в Сирии должна быть установлена 30-дневная гуманитарная пауза, но она не касается террористических группировок, связанных с «Аль-Каидой» и «Исламским государством» (запрещены в РФ).
Одной из причин появления этой резолюции стали события в Восточной Гуте – пригороде Дамаска. Там правительственные войска предприняли попытку нанести удар по тем, кто практически ежедневно подвергает сирийскую столицу ударам из тяжелого оружия и использует разветвленную систему подземных тоннелей для совершения диверсий и терактов.
Восточная Гута стала одним из первых районов Сирии, над которым в самом начале гражданской войны установили контроль оппозиционные группировки. Среди них сирийские официальные лица, с кем удалось встретиться в Дамаске, выделяют три основные: непримиримые, под контролем которых находится примерно 80% Восточной Гуты, так называемые умеренные и гражданский комитет. Угроза для сирийской столицы исходит как раз от непримиримой оппозиции. Это отряды, входящие в объединение «Хайат Тахрир аш-Шам» (признано в РФ террористическим), группировки «Файлак ар-Рахман», «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам», создавшие штаб для совместных действий против правительственной армии. Общая численность этих формирований составляет около 9 тыс. боевиков.
В рамках переговорного процесса в Астане была достигнута договоренность, согласно которой на территории Восточной Гуты в мае 2017 года создали зону деэскалации. Летом непримиримым группировкам было предложено покинуть район, однако они отказались. Перемирие там действовало формально. В январе этого года ситуация резко обострилась из-за нарушений радикалами достигнутых договоренностей. Им даже удалось захватить военную базу, но удержать ее они не смогли.
Действия сирийского руководства по ликвидации бандитского гнезда в пригороде столицы вполне оправданны. Мириться с таким положением вещей нельзя. На прошлой неделе от мин и ракет, запущенных из Восточной Гуты (всего 114 различных снарядов), в Дамаске погибли 17 человек. Одна из ракет разорвалась на центральной площади Омейяда, являющейся транспортной развязкой. 25 февраля непримиримые в очередной раз подвергли Дамаск обстрелу. Из-за минометного террора жители стали опасаться отправлять детей в школу, стараются вернуться домой до наступления темноты.
Обращают на себя внимание заявления США и их союзников с началом операции правительственной армии в Восточной Гуте. Из Белого дома и Госдепартамента послышались угрозы в адрес сирийского руководства: если оно не прекратит операцию по освобождению своей территории от боевиков, то последуют ответные жесткие действия. Как заметил один из правительственных чиновников, США становятся на сторону террористов и отказывают законным властям в исполнении ими функций, возложенных на них Конституцией, продолжая методично разрушать сирийскую государственность.
Офицер из спецподразделения правительственной армии «Силы Тигра» удивленно спросил, как бы поступили сами американцы, если бы какая-то террористическая группировка захватила один из пригородов Вашингтона, обосновалась там и вела огонь из минометов и ракетного оружия по Белому дому, Капитолию, обстреливала авиалайнеры, заходящие на посадку в аэропорт.
Сохранение анклавов наподобие Восточной Гуты и Идлиба, неподконтрольных Дамаску, полностью вписывается в стратегию США в Сирии – продолжение войны любыми способами и расчленение страны на квазигосударства. Их ликвидация разрушает планы Вашингтона, так как сирийское правительство получает в таком случае возможность запуска полномасштабного политического процесса и восстановления мирной жизни.
Сейчас, судя по всему, Дамаск намерен вернуть под свой контроль по крайней мере четыре микрорайона Восточной Гуты, откуда непримиримые больше всего угрожают безопасности столицы. У сирийских военных настрой решительный. Непримиримые боевики понимают, что после переброски под столицу наиболее боеспособных формирований правительственной армии шансы удержаться у них в Восточной Гуте минимальные. На переговоры они вряд ли пойдут. Остается одно – удерживать гражданское население, прикрываясь им как щитом, что непримиримые и делают, и вести против правительства пропагандистскую войну.
Правительственная армия, учтя опыт боев в Алеппо, упор делает на гуманитарную составляющую. Здесь чувствуется рука российских военных из Центра по примирению воюющих сторон. Над кварталами, контролируемыми непримиримыми группировками, непрерывно разбрасываются листовки. В них жителей просят не помогать боевикам и покинуть район. Всем, кто предъявит листовку-пропуск, гарантируются безопасность, горячая еда, медицинская помощь и защита, а также возвращение впоследствии домой. Установлены и коридоры выхода.
Как и следовало ожидать, боевики отказались от вывода гражданского населения в безопасные районы. Тех, кто посмеет их ослушаться, ждет суровое наказание вплоть до расстрела.
Тем временем российские военные готовятся совместно с представителями ООН и международных организаций к проводке гуманитарных конвоев и эвакуации раненых и больных. Нашими офицерами подготовлены расчеты куда, кому, что и в каком количестве доставить. В первую очередь автоколонны пойдут в 91 населенный пункт, жители которых остро нуждаются в помощи. Там проживает около 600 тыс. человек. Но эти цифры не окончательные. Помощь пойдет в самые отдаленные места Сирии.
комментарии(0)