Фото сайта defense.gov
Ударная группа боевых кораблей во главе с тяжелым ядерным авианосцем USS Carl Vinson достигла нужной точки в западной части Тихого океана и приступила к несению круглосуточного дежурства в акватории, где проходят наиболее оживленные трассы мирового судоходства. Как сообщает Оперативный штаб ВМС США, особое внимание уделяется Южно-Китайскому морю (ЮКМ). Здесь сохраняется напряженная обстановка по причине нескончаемых споров из-за принадлежности отдельных частей архипелагов Параселы и Спратли.
Приказ взять под контроль «зону особого внимания» был получен месяц назад на базе Сан-Диего-Бэй в Калифорнии. Carl Vinson снялся с якоря и под музыку оправился в дальнюю дорогу. В родной гавани его ждут через полгода. Это уже второй рейд к азиатским берегам за последний год: дежурство в порядке очереди. Только что в этом районе ходил авианосец Ronald Reagan. В конце января, сдав вахту, он вернулся на базу – в японский порт Иокогама.
Миссия «Тотальный контроль» начиналась в 2013 году, когда президент Барак Обама распорядился установить наблюдение за всем бассейном ЮКМ в ответ на «бесконтрольные действия» Китая, который продолжал захватывать необитаемые острова и рифы, создавая на них военные объекты. С тех пор корабли 7-го флота днем и ночью ведут наблюдение за всеми, кто появляется в этом районе.
И очередной выход в ЮКМ едва ли кто заметил, если бы СМИ не узнали, что помимо боевого дежурства перед американцами стоит задача нанести «визит вежливости» в Дананг. Это будет первый случай за 45 лет, когда американский авианосец бросит якорь во вьетнамском порту. На экипаж Carl Vinson, пишет Reuters, возлагается особая миссия – не столько подвести финальную черту под прошлым, сколько обозначить новый этап в развитии отношений между США и Вьетнамом.
В мае прошлого года премьер-министр СРВ Нгуен Суан Фук на встрече с Дональдом Трампом в Белом доме обсуждал эту тему. В августе министр обороны Нго Суан Лить также говорил с шефом Пентагона Джеймсом Мэттисом.
В октябре 2014-го Вашингтон частично снял запрет от 1965 года на поставки оружия во Вьетнам. Обама в мае 2016 года, находясь в Ханое, сказал, что отменит эмбарго, но дело застопорилось. У Трампа свои мысли. В апреле 2017-го он подарил вьетнамцам списанный патрульный корабль WHEC 722 Morgenthau, но больше ничего не обещал. Уговаривал лишь купить «по сходной цене». А судьбу эмбарго решит Конгресс.
О планах авианосца Carl Vinson стало известно в тот момент, когда в Ханое находился с визитом Мэттис. На встрече с генеральным секретарем ЦК КПВ Нгуен Фу Чонгом он и получил «добро на швартовку», сказав при этом: «Прошлое не должно мешать строить будущее».
Ходили еще слухи, что Carl Vinson зайдет в Камрань, в 300 милях южнее, но в Ханое решили, что хватит и Дананга. Что касается Камрани, то первыми, кто побывал там после вьетнамской войны, были ракетный эсминец USS John S. McCain и плавучая база подводных лодок USS Frank Cable. Было это в октябре 2016 года по случаю 11-й годовщины восстановления дипотношений.
Визит Мэттиса во Вьетнам считается успешным. Стороны договорились о совместных учениях, уточнили список пропавших без вести (1293 солдата Армии США. – Б.В.), наметили меры по очистке зараженных химическими веществами территорий, обсудили трехлетний план, согласованный в октябре 2017 года, внесли коррективы в духе новой оборонной стратегии США.
Но главным СМИ считают все-таки решение по авианосцу Carl Vinson. В частности, эксперт института ISEAS в Сингапуре Юзоф Ишак называет его «поворотным моментом» не только в отношениях двух стран, но и во всей азиатской политике. Очевидно, что США наращивают военную мощь для более успешного противостояния Китаю и стараются привлечь на свою сторону как можно больше союзников. Вьетнаму, судя по всему, отводится роль ключевого игрока.
Символичность еще и в том, что визит Мэттиса совпал по времени с 50-летним юбилеем, который широко отмечался во Вьетнаме как большая победа над Америкой. «Весеннее наступление» в 1968 году на Тэт (Новый год по лунному календарю. – Б.В.) шло по всему фронту, патриотические силы освободили несколько городов на юге страны, включая бывшую императорскую столицу Хюэ. Тогда американцы, их союзники из Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи, Таиланда и армии марионеточного сайгонского режима понесли большие потери в живой силе и технике.
Сам Мэттис не воевал во Вьетнаме, хотя к тому времени был призван в морскую пехоту, о чем всякий раз напоминал собеседникам.
Есть определенная символика и в том, что «местом встречи» выбран Дананг. Именно там 8 марта 1965 года у рыбацкой деревни Линхиеу в ходе операции Starlite высадился первый десант морской пехоты, началось крупномасштабное вторжение США во Вьетнам. Как писал 30 лет спустя бывший шеф Пентагона Роберт Макнамара в мемуарах «Взгляд в прошлое», «мы влезли в войну, в которой не могли победить». Сюда же в Дананг американцы стали возить бочки с ядовитыми веществами, которые распыляли в джунглях и на полях.
После себя они оставили зараженную территорию, равную по площади такому штату, как Массачусетс. Это десятая часть Вьетнама. В 1960–1970-е годы было вылито 72 млн л дефолиантов Agent Orange («оранжевый реагент»), в том числе 44 млн л, содержащих опаснейший яд – диоксин. Оставаясь в почве, он до сих пор отравляет все живое. Никто не знает точно период его распада, но, по некоторым данным, он составляет 500 лет.
К настоящему времени во Вьетнаме насчитывается 4,8 млн жертв диоксина. Работают десятки интернатов, куда поступают дети с врожденными уродствами и хромосомными аномалиями. Вашингтон не признает вину, запрещает покупать вьетнамские продукты, но готов помогать. Мэттис привез с собой решение Конгресса выделить еще несколько миллионов долларов на ликвидацию последствий химической войны.
комментарии(0)