2
5583
Газета Я так вижу Печатная версия

01.02.2018 00:01:00

Единый экзамен превратился в натаскивание на шаблон

Репетиторы могут помочь только тем детям, которые и без того хорошо учатся

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук.

Тэги: путин, предвыборная кампания, тверь, встреча, егэ, образование, репетиторство. абитуриенты


путин, предвыборная кампания, тверь, встреча, егэ, образование, репетиторство. абитуриенты Школьники сдают ЕГЭ все лучше и лучше, а качество подготовки абитуриентов все хуже и хуже. Фото агентства «Москва»

Президент Владимир Путин встретился в рамках предвыборной кампании с рабочими Тверского вагоностроительного завода. Его спросили, в частности, по поводу единого государственного экзамена: что будет дальше? «Недостаточно знаний дети получают... Планируете ли вы изменить что-нибудь?» – конкретизировала свой вопрос электросварщица Ольга Пылаева.

В полушутливой манере президент предложил «не вдаваться в детали, не углубляться в эту дискуссию». А затем, уже вполне серьезно, напомнил, что число иногородних абитуриентов в вузах резко подскочило после введения ЕГЭ. В этом достоинство экзамена: он, по словам Путина, уравнивает шансы поступающих. А в остальном его будут совершенствовать и впредь.

Тема вроде бы была закрыта. По крайней мере вопросов у тверских вагоностроителей по поводу ЕГЭ больше не было. Чего не могу сказать о себе и о 66% опрошенных фондом «Общественное мнение» россиян, высказавших прошлой весной недоверие тестированию, совместившему выпуск из школы и поступление в вуз.

Трудно, но очень хочется поверить в одухотворяющую близость перемен на школьной ниве. Там, где поколение за поколением, опутанные паутиной мониторингов и диагностик, наши ребята заняты расстановкой «птичек» в клеточках. При этом будучи уверены, что занимаются своим образованием. «Где же альтернатива, – спросят. – Что вы предлагаете взамен? Но только без дискуссий и деталей».

Не могу. Потому что без дискуссий нет образования. Без них оно превращается в ту же монополию единого экзамена с его монолитным правильным на всю страну ответом. И теряет всякий смысл – даже для школьников из самых дальних и труднодоступных регионов. Хотя очень часто эксперты отмечают заметно подросший контингент иногородних вундерстудентов во флагманских вузах. Понятно, что эту возможность принес им единый экзамен.

Но факты свидетельствуют и о другом. По меньшей мере в доброй половине случаев знания (навык справляться с задачами национального теста) обеспечивает детям кто угодно, но не школа. Об этом говорят не только они сами. К примеру, по данным Российской академии народного хозяйства и государственной службы, только 25% родителей считают, что школа может подготовить к сдаче ЕГЭ на высокие баллы. А эксперты Высшей школы экономики выяснили, что прибавку в баллах от занятий с репетиторами и на курсах при вузах получают в основном те самые отличники. Чтобы попасть в тот самый ультрамодный институт.

Что же касается троечников, хорошистов и остальных абитуриентов, то, несмотря на усилия частного сектора, уровень их компетенций пугающе падает. Немудрено: школа давно не учит ничему практически, лишь присматривает за великовозрастными Митрофанушками. Репетиторы не развивают их умы, а лишь натаскивают на шаблон. Наставники бакалавров и магистров пытаются честно исправить ошибки тех и других и доделать чужую работу, так и не притронувшись к своей.

Ради чего? Где осязаемый безоговорочно честный продукт всей этой бурной квазидеятельности? Есть таковой, хотя... Составленный по итогам ЕГЭ-2004, он сохраняет и доселе гриф «Для служебного пользования». Изданные тиражом в 10 (!) экземпляров эти материалы остаются в личном ведении людей, их засекретивших.

Не перестали тревожить врачей с переходом на тест-угадайку, – чем, по сути, и является ЕГЭ, – и стрессы выпускников, и случаи их нападения на педагогов. Коррупцию отцы-идеологи единого госэкзамена выпроваживали в дверь – она вошла в окно, обернувшись подозрительными победителями олимпиад и льготниками, мертвыми душами в списках первокурсников, договорными сессиями и зачетами, скачанными из Google курсовыми… Так что и впрямь единственное, пожалуй, что можно без оговорок поставить в заслугу ЕГЭ, – его демократичность. Он поменял дизайн образовательного поля, обеспечив каждому выпускнику возможность поступить в статусный вуз, не приезжая на экзамены.

Впрочем, по мнению математика, профессора Георгия Малинецкого, мы и тут допускаем просчет, оголяя провинциальные вузы. «Сдав ЕГЭ, самые сильные уезжают учиться в Москву и Питер и остаются там. А ведь региональным предприятиям тоже нужны грамотные специалисты», – говорит ученый.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Alexander Lavrov 13:38 01.02.2018

В Португалии ЕГЭ существует последние 25 лет. И никаких проблем У НИХ НЕ ВОЗНИКАЕТ. ЕСТЬ ШКОЛЬНИКИ, ЕСТЬ СТУДЕНТЫ ...

igor smirnov 16:27 01.02.2018

У ЕГЭ есть принципиальный недостаток, о котором даже не говорят. ОН показывает сколько знаний вложила школа в выпускника, но не показывает к чему она его подготовила



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1474
Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Владимир Скосырев

Москва и Дели подтверждают курс на укрепление сотрудничества

0
1720
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1615
Зачем Шольц звонил Путину

Зачем Шольц звонил Путину

Олег Никифоров

Канцлер ФРГ использует "российскую карту" в предвыборной кампании

0
3750

Другие новости