Фото GettyImages
Интрига, связанная с выдвижением кандидатуры президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси на второй срок, наконец, закончилась. В субботу во время работы общенациональной конференции, посвященной проблемам развития страны и, очевидно, специально задуманной для столь торжественного случая, глава государства заявил о своем намерении участвовать в президентских выборах, первый тур которых должен пройти 26–28 марта.
Прежде чем еще раз испросить у египтян доверия и поддержки, ас-Сиси отчитался о проделанной работе за первый срок. По его словам, в стране было создано более 11 тыс. различных предприятий, уровень инфляции удалось снизить с 35 до 22%, а прямые инвестиции в египетскую экономику составили около 100 млрд египетских фунтов (примерно 5,7 млрд долл.). Показатели не такие уж и плохие, особенно если вспомнить, какое наследство получил нынешний президент от своего предшественника Мухаммеда Мурси, одного из руководителей исламистской организации «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ).
По мнению аналитиков, шансы ас-Сиси выиграть выборы и продлить таким образом срок своих президентских полномочий еще на четыре года немногим меньше, чем в 2014 году. Тогда за него отдали свои голоса около 97% пришедших на избирательные участки египтян. Правда, даже при всех симпатиях назвать его всенародно избранным президентом не получается. На прошлых выборах голосовало не более 47% из 54 млн избирателей. Страна оказалась расколотой почти пополам. Сторонники исламистов, крайне недовольные отстранением от власти президента Мурси, запретом и преследованием многих фундаменталистских партий и движений, по сути, бойкотировали выборы. Загнанные в подполье исламисты фактически начали гражданскую войну, которая продолжается до сих пор. Это крайне негативно сказывается на экономике и условиях жизни миллионов египтян и служит причиной для обвинений действующей власти в неспособности решить многие социально-экономические проблемы и умиротворить страну.
Как бы то ни было, египтяне продолжают считать ас-Сиси спасителем отечества. С его персоной олицетворяют источник власти в Египте. Не случайно три четверти, то есть 464 из 596 депутатов парламента, поддержали кандидатуру ас-Сиси. Это притом, что для регистрации в качестве кандидата претендентам требуется поддержка 20 депутатов парламента или подписи 25 тыс. избирателей от 15 провинций. Эти цифры отражают настроения египтян, которые отдают предпочтение стабильности и порядку, а не опасным экспериментам с демократией, которые однажды вполне законным путем привели к власти исламистов, а те сразу же стали менять основные законы «под себя», надеясь навсегда увековечить свое правление и похоронить даже намеки на демократию.
Что касается других претендентов на президентский пост, таких как, например, адвокат и правозащитник Халед Али, глава футбольного клуба «Замалек» Муртада Мансур или даже бывший начальник генштаба при президенте Хосни Мубараке отставной генерал Сами Анан, возглавляющий ныне Демократическую партию арабского Египта, то, пожалуй, никто из их не представляет серьезной конкуренции для действующего президента. Тех, кто был опаснее, сумели убедить отказаться от участия в выборах, мягко «зачистив» политическое поле. Бывший премьер-министр Ахмед Шафик, снимая свою кандидатуру, заявил, что «не считает себя способным управлять государственными делами», после того как его депортировали из ОАЭ, куда он в свое время бежал, спасаясь от обвинений в коррупции при Мубараке. Отказался баллотироваться и другой кандидат, племянник экс-президента Анвара Садата Мухаммед. Он считает, что в Египте в настоящее время не тот «политический климат».
Вполне в рамках предвыборной кампании, проходящей в условиях чрезвычайного положения, выглядят шаги ас-Сиси по освобождению от ставших балластом наиболее одиозных, не справляющихся со своими обязанностями или чем-то другим не устраивающих президента чиновников. Недавно указом главы государства лишились своих должностей министры туризма, культуры, местного самоуправления и по делам государственных предприятий. На первый взгляд далеко не самые важные лица в структуре власти, за исключением, пожалуй, министра по туризму, одного из основных секторов экономики, приносящего стране немалые доходы, но в последнее время заметно просевшим вследствие разгула терроризма.
Однако ответственность за то, что не удается довести уровень доходов от туризма до прежнего уровня, в неменьшей степени несут и силовики. А вот их-то президент ас-Сиси меняет чаще других. Ротация силовиков вообще стала фирменным стилем в работе главы государства и отражает недовольство их работой. Каир не может перехватить инициативу в ожесточенной борьбе против джихадистов. Несколько дней назад в отставку был отправлен шеф Директората общей разведки (египетский аналог американского ЦРУ, кроме того выполняющий ряд функций Министерства внутренней безопасности) генерал Халид Фавзи. Обычно президент не называет причин, по которым происходит отстранение от должности. На этот раз генерала обвинили в утечке информации, связанной с переговорами, которые велись с «Братьями-мусульманами».
Всякий раз, когда в Египте происходит очередной крупный теракт, будь то нападение на колонну полицейских машин, взрыв мечети на севере Синая или расстрел автобуса с коптскими паломниками, своих должностей лишаются десятки силовиков, несмотря на былые заслуги или высокие связи. Летом был снят с должности начальник генштаба Махмуд Хигязи, невзирая на то что его сын женат на дочери ас-Сиси.
Разумеется, сегодня трудно сказать, станет ли второй президентский срок для ас-Сиси последним. Его слова на общенациональной конференции о том, что если для строительства нормального государства требуется от 16 до 20 лет, а он постарается уложиться в 8, можно трактовать двояко.
комментарии(0)