0
3995
Газета Я так вижу Печатная версия

18.01.2018 00:01:00

Надо ли "оцифровывать" пустые классы

Зачастую в школу приходят лишь для того, чтобы блеснуть знаниями, приобретенными на частных занятиях

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук.

Тэги: школьное образование, модернизация, частное репетиторство, цифровые технологии


школьное образование, модернизация, частное репетиторство, цифровые технологии Порой массовое репетиторство являет настоящий фейерверк методических прорывов. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала к «дальнейшему совершенствованию системы школьного образования». Повод – вступление России в Десятилетие детства. Более того, глава Совфеда считает, что образованию нужна модернизация. В этом нет разногласий, было бы что модернизировать. Однако тут и начинаются вопросы.

Самый простой: где искать сегодня сам объект предполагаемой модернизации, а значит – всех наших объединенных государственно-общественных усилий, чаяний и бюджетных инъекций? Там, где звенят привычные звонки, вращаются входные турникеты, выставляются отметки? То есть в школе?

Но учебным заведением в глазах родителей она перестала быть еще в предыдущее Десятилетие детства. «Место хранения детей» (причем, как показывают последние события в одной из школ Перми – и не только в ней, – далеко не самым надежным) – именно так воспринимает ее подавляющее большинство родителей в зеркале исследования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

В классах всерьез никто не учится, сегодня это моветон. Сюда приходят блеснуть знаниями, приобретенными в частных домах. Подготовиться к вечерним репетиторам, потусить с друзьями. А заодно помочь учителям отработать «массовку». Чтобы у добрых охранителей детей остались еще силы на вечерние занятия – авторские, «специально для вашего сына». Та же неумолимая статистика свидетельствует, что в обществе частных репетиторов проводят свободное время до 70% российских подростков.

По мнению Валентины Матвиенко, самым важным в образовательной сфере следует считать «запрос на инновации, на возможности, открываемые цифровыми технологиями». Однако разве не очевидно, что прежде, чем до потолка заполнить учебные аудитории новенькими планшетами (вместо учебников), интерактивными панелями (вместо традиционных школьных досок), ноутбуками и высокоскоростным Wi-Fi, нужно как минимум вернуть в теперешние «камеры хранения детей» человеческий дух, полноценный урок, а также главных субъектов образования – ученика и учителя? Но как выполнить эту задачу без ущерба для тех самых драгоценных инноваций?

Дело в том, что нынешнее массовое репетиторство являет настоящий фейерверк изобретений, методических прорывов, о которых дети в других странах даже не мечтают. Вот лишь один пример.

Каждое 11-е занятие, включая многочасовую консультацию в день накануне сдачи ЕГЭ, математик из Зеленограда Лилия Рудкова проводит для учеников бесплатно. Кроме того, и самое обычное занятие новаторша от педагогики превращает в увлекательный математический клуб. Никто из ребят не уходит, если не хочет. Один повторяет учебник, другой сел за компьютер порешать задачи на подзабытую тему, третий работает с учителем. Потом меняются.

Консультирует домашний клуб филолог Нелли Зайцева – ставит подросткам устную речь, помогает писать сочинения.

Достояние нации, ее краса и гордость, эти выдающиеся педагоги в школьную волокиту уже не вернутся. Почему? Одну из причин назвал глава государства, предлагая позапрошлой осенью освободить на два-три года самозанятых граждан от уплаты налогов.

Ну и как быть обществу с чиновным игом, захватившим в классах наше будущее? Да и опасно трогать созданную десятилетиями систему контрольно-измерительных чиновных процедур типа ЕГЭ, ГИА, ВПР. Ведь за каждой из них стоят сотни тысяч по-хорошему голодных и по-своему талантливых ученых, государевых людей, IT-специалистов. Куда их деть, как обратить на пользу экономике?

Прячась от непопулярных решений и неизбежных дилемм, деятели просвещения сглаживают острые углы вокруг щепетильной темы как умеют. «В западной системе тоже есть репетиторы. Если брать XIX век, детей дворян, они все занимались с репетиторами. Нанимали то французов, то еще кого-то», – невзначай напомнил ректор РУДН, бывший министр образования РФ Владимир Филиппов.

Включаю телевизор. «Введение ЕГЭ и ОГЭ показало, что сдать экзамены можно только при большом объеме репетиторства», – звучит по федеральному каналу. «Масштабы трат семей растут, при этом репетиторство опускается все ближе к младшим классам и дошло уже до самых маленьких... Родители недовольны... Школа со своей социальной и образовательной функциями не справляется...»

Ток-шоу «Агора», пожалуй, следовало бы выдумать на телеканале «Культура» только затем, чтобы Любовь Духанина из профильного комитета Госдумы появилась на экране с этой новостью, которая давно не новость. Но и впервые высказать во всеуслышание всем известное тоже бывает нелегко.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лидерами инноваций оказались торговые сети

Лидерами инноваций оказались торговые сети

Ольга Соловьева

Россия отстает от Бразилии и Венгрии в применении цифровых технологий

0
2363
Чей труд вознаграждает государство в учебном классе

Чей труд вознаграждает государство в учебном классе

Антон Зверев

Все проверочные процедуры в действительности оценивают работу не педагога, а репетитора

0
7574
России понадобилась "двукрылая модернизация"

России понадобилась "двукрылая модернизация"

Анастасия Башкатова

Пробуждающуюся в стране социальную энергию предстоит структурировать

0
3727
Трамп модернизирует ядерную триаду для противостояния России, Китаю и КНДР

Трамп модернизирует ядерную триаду для противостояния России, Китаю и КНДР

Владимир Мухин

США готовы поставить на дежурство больше усовершенствованных межконтинентальных баллистических ракет

0
14084

Другие новости