Посещение главой Римско-Католической Церкви Иоанном Павлом II Украины вызвало бурю протеста не только со стороны официальных лиц Русской Православной Церкви, но и среди "православной общественности". Ее отношение к визиту понтифика хорошо иллюстрируют результаты опроса "Как Вы относитесь к тому, что визит Папы на Украину совпадает с 60-летием вторжения Гитлера?", проведенного на сайте "Православие-2000". Почти половина респондентов (47,4%) ответили: "Это лишь подтверждает их типологическое сходство".
Некоторые издания просто проигнорировали это событие, как, например, "Русь православная", но те, которые уделили ему внимание, в оценках сдержанны не были.
Многие СМИ не затрудняли себя написанием статей, так как протесты затронули столь широкие слои общества, что можно вполне было ограничиться публикацией многочисленных выступлений священноначалия разных уровней и валом обращений, заявлений и петиций, которые считали своим долгом написать чуть ли не все православные общины и организации Украины и России. Общий тон высказываниям задал митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, назвавший предстоящий визит на Украину Папы Римского провокацией. Естественно, что все издания опубликовали официальное заявление Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Слободана).
От некоторых официальных лиц РПЦ также исходили весьма резкие заявления и комментарии. Так, заведующий Службой коммуникации ОВЦС Виктор Малухин, комментируя заявление председателя Конференции католических епископов России архиепископа Тадеуша Кондрусевича о возможности визита понтифика в Россию, сказал: "На мой взгляд, именно в этом пункте проходит водораздел между миссией как задачей христианизации человека и прозелитизмом как практикой похищения душ. Похищения у Православной Церкви, которая в документах Ватикана именуется ни много ни мало Церковью-Сестрой" ("Русский вестник", # 24-26, 2001).
Православное обозрение "Радонеж" помимо публикации обращений Одесского Успенского монастыря, митрополита Агафангела и других опубликовало также ряд интервью и аналитических материалов.
В статье "У Ватикана свое понимание христианства" ("Радонеж", # 7-8, 2001) профессор Московской духовной академии Алексей Осипов анализирует причины желания Папы Римского посетить Украину. Главных он выделяет три. "Первая - укрепить позиции католицизма в этой стране... Вторая - личные амбиции, честолюбие понтифика, о которых, по понятным причинам, не особенно говорят, но которые ощутимо просматриваются во многих его акциях... Третья причина. Вступление Папы на территорию Украины - это большой шаг на пути в Россию, которая всегда была и остается мечтой номер один для Ватикана".
В той же статье автор рисует такой неприятный образ Ватикана: "Тот факт, что большинство на Украине - православные, не может смутить Ватикан. Он привык к войнам. Он всю историю ведет активные боевые действия, постепенно захватывая все новые территории. События последних десяти лет показали, что, когда выгодно, Ватикан, как и во все прежние времена, способен прибегнуть к самому грубому насилию. У него свое понимание христианства, от которого да избавит нас Господь".
Отдельное внимание "Радонеж" уделил тому, что среди сопровождающих Понтифика лиц присутствовал известный геополитик Збигнев Бжезинский. В статье "В папском обозе" ("Радонеж", # 9-10, 2001) этот факт комментируется следующим образом: "Бжезинский - автор концепции, в соответствии с которой Украина (в отличие от России) рассматривается как часть Западной цивилизации. "План Бжезинского" включает в себя, в частности, формирование постоянного управляемого конфликта между Россией и Украиной. В этой связи формирование религиозного конфликта между Россией и Украиной, деятельность, направленная против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, являются органичной частью этого плана. Бжезинский известен как ярый русофоб и ненавистник Православной Церкви. Визит Папы Римского в "плане Бжезинского" играет немаловажную роль".
В целом надо отметить, что интернет-издания были более активны в освещении визита Папы. А среди интернет-изданий наибольшее количество материалов Папе посвятил сайт "Православие.ru".
В статье Виктора Фомина "Апостольский визит": шаг вперед, два шага назад" анализируется визит Понтифика и его итоги. "Апостольский визит" Иоанна Павла II продемонстрировал городу и миру великолепный образец постановки грандиозных театрализованных шоу. Размаху и эффектности антуража и декораций выступлений Понтифика могла бы позавидовать любая рок-звезда средней величины, - говорит Виктор Фомин. - Сильное впечатление производили и речи Папы о мире, дружбе, солидарности, произнесенные к тому же на украинском. Ораторскому таланту Понтифика, которому не мешает ни болезнь Паркинсона, ни старческая дряхлость, мог бы позавидовать любой вития. А его певческие способности, неожиданно проявившиеся в ответ на беспрестанный дождь, довершили сходство главы Ватикана с популярными рок-кумирами".
"Главным достижением папского визита, - считает автор, - стала успешная отмывка Леонида Кучмы от грязных историй и начало интеграции Украины в сообщество цивилизованных европейских государств".
Политическим поражением Ватикана Виктор Фомин считает то, что "визит Папы Римского на Украину фактически закрыл для него в ближайшие годы путь в Россию. Правда, судя по недавним заявлениям Ватикана (где говорится, что здесь не потребуется ни согласия Православной Церкви, ни даже приглашения Владимира Путина) католическое руководство этого факта еще не осознало".
В статье "Ватикан озабочен отмыванием имиджа Папы. Советской пропаганде далеко до имиджмейкеров Ватикана" Виктор Столяренко проводит мысль, что "Ватикан предпринял мощную пиаровскую кампанию для спасения папской репутации, так как требовалось устранить неприятную аналогию с датой 22 июня, когда отмечается 60-летие нападения Гитлера на Советский Союз".
Там же говорится: "Участники конференции "Религия и церковь в жизни современной Украины", прошедшей 2 июня в Киеве, даже назвали визит Папы "новым крестовым походом". Только теперь вместо копий, стрел и мечей используется информационное оружие, которое оказывается значительно более действенным".
Много внимания уделил Папе и сайт "Русская линия". Он даже опубликовал целую книгу "Крестовый поход Кароля Войтылы". Как говорится в предисловии к книге: "В сборнике представлены комментарии священнослужителей, богословов и светских ученых, которые анализируют папский вояж на Украину в контексте современной политической ситуации. Составители предлагают читателю также тексты наиболее важных обращений и заявлений православной общественности Украины и России, которые дают представление о широте и размахе протеста православного народа против визита римского первосвященника на святую землю Киевской Руси".
Сборник разделен на две части. В первой, "Церковь считает визит несвоевременным", приведены обращения и интервью видных церковных и политических деятелей начиная с Алексия II.
Во второй части, "Православный народ протестует", собраны наиболее представительные из целой лавины обращений "православной общественности". Об их содержании говорят одни названия: "Визит Папы - осквернение земли наших предков", "Это - настоящее нашествие иноплеменников", "Цена визита - утрата самобытности", "Визит Папы на Украину - наша общая беда", "Пора нам вспомнить, как запорожцы били ляхов".
В целом красной нитью в православных СМИ проходит мысль, наиболее четко выраженная в статье "Наведение мостиков или сжигание мостов?" ("Радонеж", # 9-10, 2001), которая заканчивается следующей фразой: "...реально эти визиты не ведут ни к какому примирению, а только подогревают религиозную рознь, православные же только еще раз убеждаются, что римский понтифик, вопреки своему высокопарному именованию, не наводит, а, напротив, сжигает последние мосты".
В результате можно сделать вывод, что межцерковному диалогу в России нанесен существенный удар, а о серьезных контактах между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью не может быть и речи.