Визит Папы Иоанна Павла II на Украину со всей определенностью можно считать религиозно-политическим. И трудно сказать, чего было больше - религии или политики. Во всяком случае политики было больше, чем во время визитов в другие православные страны - Грузию, Румынию и Грецию. Да и религии было больше, потому что на Украине существует наиболее многочисленная униатская Церковь - Церковь восточной традиции, находящаяся в общении с епископом Рима.
Каковы же итоги этого в полном смысле исторического визита?
КУЧМА И ЦЕННОСТИ ЕВРОПЫ
Наибольшие политические дивиденды папский визит принес украинскому президенту и соответственно той части политической элиты, которая стоит за ним. Визит готовился долго и тщательно в условиях сопротивления со стороны части православных, политически отождествляемых с Москвой. Украинские иерархи московской юрисдикции вкупе с Патриархом Алексием II и его конфидентом - нынешним послом России на Украине Виктором Черномырдиным активно работали на "поле Кучмы" и очень ему помогли. Их регулярные протесты против папского визита создавали идеальный фон для того, чтобы показать, насколько настойчив и бескомпромиссен глава украинского государства в том, что касается суверенной, политически не зависимой от Москвы позиции Украины по отношению к Европе и всему цивилизованному миру. И что такое российский газ по сравнению с моральной поддержкой Иоанна Павла II?
Приветствуя Римского понтифика не только как главу Католической Церкви, но и как выдающегося деятеля современности, защитника прав человека и борца против тоталитаризма, Кучма, можно сказать, сделал заявку на получение политической индульгенции на все свои многочисленные грехи. А процитировав основоположника древнерусского монашества преподобного Феодосия Печерского: "Если ты видишь голого или голодного, зимою или бедою измученного, будет ли это еврей, еретик, католик или язычник - всякого полюби и от беды избавь как можешь", - сделал еще больше: предложил западному миру образ толерантного, "плюралистичного" и открытого православия, центр которого находится именно в Киеве.
Словесные декларации были усилены соответствующими жестами: в ходе своего визита Иоанн Павел II почтил память жертв тоталитаризма XX века, возложив цветы у Мемориального комплекса жертв сталинских репрессий в селе Быковня под Киевом и посетив мемориальный комплекс "Бабий Яр".
Помог Кучме и лидер украинских коммунистов Петр Симоненко, отказавшийся принимать участие во встрече Папы с представителями политических, культурных и деловых кругов страны.
Итак, все говорит за то, что глава суверенной Украины, которого миллионы людей во всем мире увидели рядом с Папой Римским, является последовательным защитником западных демократических ценностей. Более того, именно он и его страна призваны теперь стать границей и местом встречи между просвещенным Западом и с трудом просвещаемым Востоком.
ЦЕРКОВНАЯ МОСКВА - "ЗА БОРТОМ"
Больше всего проиграла - в религиозно-политическом плане - Московская патриархия. Ее позиция определялась "законом зеркального отражения", который обычно действует в случаях неумного противостояния. Нельзя было придумать ничего более невыигрышного, чем "параллельный" папскому визит Московского Патриарха в Белоруссию да еще именно в Западную (то есть в регион традиционного католического присутствия).
Иначе говоря, если Папа солидаризуется с новой Украиной, идущей в Европу, то Московский Патриарх - с рецидивом советского тоталитаризма. Если католический лидер призывает украинских политиков и бизнесменов "действовать в легальности", которая является гарантией справедливости, то лидер российских православных косвенно отдает всякую легальность и легитимность на откуп "вождю нации".
Однако гораздо более серьезна "зеркальность" позиции МП по отношению к факту публичного покаяния Папы, который сказал, прибыв в Киев: "Я прошу прощения за ошибки, которые были совершены в далеком и недалеком прошлом. Я хочу, чтобы ошибки прошлого не повторились в будущем". Неспособность адекватно реагировать на такие заявления, в устах церковного лидера являющиеся не только политическими, но и религиозными, ставит под вопрос уже христианскую идентичность МП. Реакцию официального ее представителя, аккредитованного в пресс-центре апостольского визита, кроме как комичной не назовешь. "Слова Папы о прощении были бы более эффективными, если бы понтифик считался с мнением Православной Церкви, - заявил он. - Я уже три дня живу в Киево-Печерской лавре и вижу, как обижены православные, что все происходит вопреки воле их священноначалия".
Высказывание это очень характерно. Оно свидетельствует, во-первых, о том, что "воля священноначалия" МП неэффективна, а во-вторых, о том, что эта воля довольно слабо согласована с внешними для нее реалиями (то есть не выходит за пределы Киево-Печерской лавры). А реалии эти таковы:
- положительно отнеслись к приезду Папы Иоанна Павла II на Украину 57,6% украинских граждан, безразлично - 31,1%, неодобрительно - 7,2%, готовы протестовать - 0,4%;
- 16,4% христианских общин на Украине составляют верующие, считающие Папу Римского своим духовным главой;
- около трети православных общин относятся к церквам (УПЦ КП и УАПЦ), которые приветствовали папский визит.
Кроме того, в Киеве на папских богослужениях присутствовали всего около 180 тыс. человек; во Львове на литургии латинского обряда - более 300 тыс.; на литургии восточного обряда - около 1,5 млн.
В связи с папским визитом в Киев и Львов Союз православных граждан Украины заявил, что существует опасность "антиправославного тоталитаризма". Но разве не очевидно, что подобные заявления в условиях отказа МП от прямого диалога являются свидетельством "антикатолического тоталитаризма" православных?
Лозунг "Православие или смерть!", который вдохновлял православных "протестантов" в Киеве накануне и во время папского визита, свидетельствует только об одном: православные стоят у последней черты. И если православное священноначалие никак не корректирует эти алармистские настроения своей паствы, значит оно согласно с тем, что Папа Римский - страшная угроза для православия. Что папские слова о прощении - просто иезуитское лицемерие, а его слова о толерантности, диалоге, межконфессиональном мире, демократии и правах человека - пустая риторика "буржуазного Запада", стремящегося во что бы то ни стало уничтожить "русскую цивилизацию" и ее оплот - Московскую патриархию.
Значит, прав был пресловутый американский профессор Сэмюэл Хантингтон: восточное православие, прежде всего русское, будет активно участвовать в том "конфликте цивилизаций" Запада и Востока, исход которого определит будущее мира. Даже если Украина займет иную позицию, православная Россия останется на непримиримом Востоке┘
"ПУТИН ДУМАТЬ БУДЕТ"
Российскому президенту, который не склонен уделять слишком много внимания религиозным проблемам своей страны, теперь все-таки придется задуматься. Задуматься о "религиозном факторе". Не потому, конечно, что Кучма его "обскакал", связавшись с Папой Римским. Во-первых, у Кучмы нет боеголовок, а, во-вторых, Папа никуда не уйдет.
Если не уйдет навсегда. А если уйдет? Не будет ли упущен уникальный шанс? Причем шанс двоякий?
С одной стороны, нынешний Папа - выигрышный партнер, если иметь в виду гуманитарный образ страны на международной арене. С другой - "продавливая" в Патриархии папский визит в Россию, можно решить весь комплекс проблем, которые накопились в отношениях нового Российского государства с РПЦ.
РПЦ традиционна, и это хорошо. Но РПЦ слишком традиционна, если не сказать "ригидна", и это не очень хорошо. Стремясь быть партнером, она в полном - прагматическом - смысле партнером не является. Слишком похожа на Черномырдина┘ Если бы в РПЦ был "совет директоров" и если бы ее экономическая составляющая могла быть выражена в процентах акций, то все было бы хорошо. Но дело-то в том, что "сакральное" (которым РПЦ заведует) находится в "тени" по определению.
Иначе говоря, Путин не просто "не знает" РПЦ, но и боится ее. Не знает, что от нее ждать и что от нее требовать. Боится опасности, которая может исходить от "церковников" и их паствы. А опасности-то и нет никакой - это показала Украина. И дело здесь совсем не в Папе Римском, а в существе дела.
Конечно, с Папой Римским Кучма Путина "обскакал". Но можно Кучму не только догнать, но и перегнать. А для этого надо добиться того, чтобы РПЦ не только перестала "пужаться Запада" (и Западом "пужать"), но и сумела отстаивать свои - "наши" - российские религиозно-политические ценности в контексте прямого диалога с Западом. Чтобы наша Церковь истину свою держала высоко, достойно и державно во всей ее религиозной, политической и цивилизационной идентичности. Другими словами, чтобы РПЦ освободилась от своей "местечковости" и стала универсальной в самом лучшем смысле слова.
А для этого нужно думать также и президенту. Поскольку РПЦ показала, что сама она ни думать, ни действовать, тем более на международной арене, пока не в состоянии.