Сериал «Актерище» представляют артисты Жаргал Бадмацыренов, сыгравший директора звезды, и Никита Касьяненко, сыгравший героя Нагиева в молодости. Фото автора
С 25 по 27 февраля в рамках форума CSTB.PRO.MEDIA прошел четвертый фестиваль сериалов Original+ , он же смотр проектов, готовящихся к выходу на экран.
В свое время Original+ был создан для продвижения сериального контента российских стриминговых сервисов. С тех пор его программа все время расширяется – в прошлом году в фестивальную программу впервые добавились шоу, в этом появился стоящий особняком конкурс «Номинация Инновация» (про высокотехнологичные инструменты создания визуального контента, задействованного в кино и сериалах в течение последних двух лет).
Программу фестиваля в категориях «Сериалы» и «Шоу» по традиции оценивали два профессиональных жюри: индустриальное, куда вошли эксперты из сферы кинематографа, и жюри СМИ, которое в этом году состояло из представителей телеграм-каналов и блогеров.
Всего заявлено было девять конкурсных сериалов, два спецпоказа и семь шоу, с последних и начался первый фестивальный день. Конкретно – с шоу «Министерство поп-культуры» («Кинопоиск»). Трое ведущих – два молодых человека и девушка – со смехом обмениваются своими весьма поверхностными мнениями о том, что на слуху. Например, о номинантах на премию «Оскар» или о том, что Василий Бархатов снимает сериал «Трансгуманизм Inc.» по книге Виктора Пелевина (писатель был назван «бубнящим дедом, оставшимся в нулевых»). Отдельно потряс вольный пересказ сюжета сериала «Аутсорс», – современная вариация на тему преступления и наказания -– все с теми же смешками («Они вправду все это туда напихали или просто прикалываются?»).
Говорящие головы в худшем варианте, скучно становится на седьмой минуте (формат программы – час!). Добро бы в кадре были какие-то знаковые фигуры, общественные авторитеты – куда ни шло, но почему кому-то должны быть интересны пересмешки неизвестной троицы? В Сети миллионы постов с подобными «мнениями» – кому пришло в голову перевести это в видеоформат, назвав это действо «шоу»?
Следующий номинант «Новое слово» («VK Видео») по крайней мере может претендовать на оригинальность – это единственное на сегодня реалити о писателях и писании. Впрочем, писатели – это относительно. Набрали 12 человек, так сказать, желающих вплотную заняться предметом; наставники вещают аксиомы вроде: «В писателе одновременно живут все его герои», участникам даются задания, например, написать за три часа 500 слов (портрет героя, описание персонажа через его страхи и т.д.). По результатам 10 выпусков останется один победитель. (Графоманство, наверное, – ну и что, зато здесь не употребляют в пищу гусениц, не склочничают и не дерутся в грязи, а пытаются думать, что-то понимать и заниматься словом. Интеллектуальное шоу – это уже хорошо.)
И еще про одно реалити под названием «ЛПШКИ» (тоже «VK Видео»), где первые две буквы аббревиатуры расшифровываются как «лучшие подруги». В некое будуарно-розовое пространство помещены четверо популярных юных блогерш (12–14 лет), которые заинтересованно обсуждают животрепещущие темы – как ходить на свидания, как взаимодействовать с влюбленным мальчиком, если ты не отвечаешь ему взаимностью, и т.д. А также отвечают на вопросы этой же тематики сверстникам из зала: «Пацаны, запомните – абьюз это не метод подката».
Ок, гормоны играют, главные в подростковом возрасте вопросы будоражат, почему бы и не обсудить. Но что с юными девочками-ведущими? С вечерним взрослым макияжем на детских лицах, с наклеенными ресницами, у двоих увеличены гилауроновой кислотой губы, у всех либо накладные, либо нарощенные ногти а-ля пики; с ушей свисает, на шеях блистает... В реалити-шоу задаем школьницам вот этот призывный образ? Остается только руками развести.
Во второй и третий дни фестиваля показывали сериалы. Предваряя «Октагон» (режиссер Арсений Бардаш), представитель независимой компании по производству веб-сериалов, на полном серьезе сообщил, что у участников съемочной группы нет образования, но есть амбиции – они хотят превратиться из блогеров в кинематографистов. А те честно признались: «Для нас это просто возможность оторваться. Мы на съемках кайфанули!»
Увы, зрители на «Октагоне» не кайфанули от слова «совсем». Совершенно беспомощное кино с никакими диалогами, слабенькой историей – парнишка занимается боями ММА. Победивший в очередном бою, с кубком и девушкой идет по улице, его задирают районные, и вот он уже укладывает троих, и вот уже суд и приговор: два года шесть месяцев колонии общего режима (о котором, видимо, сами авторы с ходу забывают, поскольку герой оказывается в двухместной тюремной камере и, по ощущениям, всего на неделю-другую). И вот уже друзья встречают отсидевшего срок бойца, а он радостно улыбается, демонстрируя брекеты на зубах, видимо, установленные в колонии/тюрьме… Хорошо бы амбициозным блогерам понять, что без навыков профессионализма в кинематографе – никуда.
Сердце успокоила качественная психологическая драма «Опасная близость» (Start) с Лизой Боярской в главной роли (как справедливо заметил ее режиссер Иван Китаев, «одной из лучших отечественных актрис»). По словам ее партнера Артура Бесчастного, картина эта – про опасную близость необратимых последствий. В первой серии подаются параллельно две истории – семья удачливых пластических хирургов и семья с мужем-абьюзером и постоянно трепещущей женой. Пересекутся они на ночном шоссе самым трагическим образом – после того, как на празднование 10-летия клиники незванно явится любовница мужа героини Боярской и умыкнет его в своем белом «Мерседесе». Увидевшая это дочь-подросток пускается в погоню за отцом на подвернувшейся машине; в какой-то момент скандалящая любовница специально отпускает руль, и ее мерс врезается в едущий впереди черный джип с абьюзерской парой, который переворачивается и загорается… Ударная завязка, сильные актерские работы, профессионально и красиво снятое кино.
Ну и про комедию «Актерище» (режиссер Дмитрий Невзоров) с Дмитрием Нагиевым, под которого и был написан сценарий. Сериал вывозит харизма Нагиева, играющего зазвездившегося суперуспешного киноактера, чью жизнь омрачают злорадные посты некоего блогера. При личной встрече в ресторане зазвездившийся, услышав от того: «Вы так ловко торгуете своим лицом», дает блогеру пощечину, и тут обнаруживается, что тот – колясочник… Скандал, заявление в полицию одного, потеря рекламодателей и долгожданной роли Суворова другим… Герою Нагиева приходится пойти на поклон – и узнать, что, чтобы вернуть свою прежнюю жизнь, ему придется сыграть в провинциальном театре в пьесе зловредного блогера, когда-то, лет 10 назад, с ругательными эпитетами им, звездой, отвергнутой… Просто легкая комедия с любимым аудиторией актером.
На момент подписания номера в печать торжественная церемония награждения лауреатов фестиваля Original+ еще не началась – остается только гадать, какой из проектов будет назван «Самым ожидаемым» и какие – «Оригинальным сериалом», «Оригинальным шоу», «Оригинальным сценарием» и т.д.