0
225
Газета Телевидение Печатная версия

13.02.2025 19:01:00

"Аутсорс", или Вариация на тему преступления и наказания

Главный герой продает право на убийство "смертников" родственникам их жертв

Тэги: кинопремьера, сериал, аутсорс, рецензия


кинопремьера, сериал, аутсорс, рецензия Философствующий герой Ивана Янковского не так прост и хорош, как первоначально кажется. Кадр из сериала

11 февраля в кинотеатре «Октябрь» прошла презентация драмы «Аутсорс»; осенью на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» этот проект стал победителем в номинации «Самый ожидаемый сериал года».

Пришедшие на премьеру обнаружили неожиданное – симфонический барочный оркестр на сцене, под чье живое сопровождение начался и прошел показ. Подобное, помнится, было только в консерватории много лет назад на спецпоказе шедеврального «Артиста» Хазанавичюса!

Загадкой осталось и оформление титров, где рядом с каждой фамилией оказался размещен древнегреческий барельеф или этрусский рисунок. Что бы это значило, притом что действие ленты разворачивается в 1996 году в дальневосточном зашарпанном городишке, да еще в самом неприглядном его сегменте – тюрьме? (И за год до принятия в России моратория на применение смертной казни.)

Сразу о зашарпанности – все вокруг серо и убого, прогнило, проржавело, облупилось и свисает клочьями, что на фоне прекрасных заснеженных сопок и холодного океана (городок находится на Камчатке) смотрится особенно удручающе. Схожего интерьера распада, в котором приходится жить и действовать героям, как-то даже и не припомнить в нашем кино, на ум приходит разве что балабановский «Груз 200».

В местной тюрьме приговора ожидают пятеро заключенных, по совершенным преступлениям все – чудовища. К службе приступает новый надзиратель, в чьи обязанности входит исполнение смертных приговоров (Иван Янковский), – он же, как поначалу кажется, обладатель обостренного чувства справедливости.

Когда напарники знакомят его с тюрьмой и этими самыми чудовищами, на голубом глазу вопрошает: «Чего вы их по именам не называете? Он – преступник, но он – человек». (Ну положим, по именам заключенных отродясь не называли, только по фамилиям – «осужденный такой-то», о чем человек, работающий в пенитенциарной системе, точно должен знать…)

Одного из чудовищ по кличке Профессор (Евгений Коряковский), бывшего преподавателя вуза, изнасиловавшего, убившего и расчленившего восемь девушек, скручивает почечная колика. Катаясь по полу, он орет и воет так, что холодеешь, однако надзиратели привычно проходят мимо его камеры. Герой Янковского настаивает на больничке, а услышав, что там в арсенале только бинты и зеленка, просит тюремного врача назвать необходимые лекарства: «Смотаюсь в аптеку».

«Ну, образец гуманизма!» – думает зритель (а что тут еще подумаешь?). Не так все просто… Как всегда, все не такое, как кажется.

Правильные установки и речи о справедливости, которые главный герой то и дело транслирует, уже к середине первой серии заставляют призадуматься – уж не ментор ли и резонер этот товарищ?

Надзиратель (Эльдар Калимулин) сгоряча спер табельное оружие (все это под барочную музыку со сцены!) и пошел с ним на обидчика своей невесты, а «образец гуманизма» подглядел, сделал выводы и в критический момент пришел на выручку другу – уложил бандюгана из обреза; вдвоем они буднично и с легкостью избавляются от трупа.

Наглядная иллюстрация того, как два, казалось бы, противоположных мира – преступников и тех, кто их охраняет, – сливаются и перетекают один в другой. Напарники-друзья еще не знают, что картину убийства видел некий приезжий и намерен шантажировать их особым образом…

Еще один вроде бы суперправильный персонаж – прокурор (Дмитрий Сумин): сама серьезность, все по букве закона, никаких исключений никому, даже начальнику тюрьмы, – так мало что его на работе держат за блаженного, еще и дома несладко приходится: родители пилят за нерадивую мотовку-жену, а та устраивает истерики из-за совместного проживания и маленькой зарплаты мужа, чуть ли не требуя от того брать взятки.

Тюремный доктор (Леонид Тележинский) разочарован во всем на свете, при наличии семьи страдает от болезненной сексуальной зависимости, пытается с собой справиться, но получается не всегда, – в итоге приносит домой страшную не только по тем временам болезнь, требующую больших денег на лечение.

Еще один надзиратель (Данил Стеклов) – эдакий вялый тип, зачитывающийся романами Джеки Коллинз и мечтающий о Калифорнии. Любопытно, что в комедии «Оторви и выбрось» (2019) Стеклов сыграл любимого сына тюремной надзирательницы (Ольга Лапшина), а в «Аутсорсе» уже он играет надзирателя, а его мать-диктаторшу – Лапшина.

Таким образом, всем из окружения главного героя позарез нужны деньги. Для каждого из них аутсортс станет единственной возможностью их добыть.

Мужик (Дмитрий Сутырин), который стал свидетелем убийства, буднично, даже вежливо сообщает об этом подельникам. И предлагает им 500 баксов, дабы поспособствовали его личной расправе над Профессором (его дочь – одна из жертв ), иначе...

То есть изначально идея отдавать исполнение смертной казни на откуп родственникам жертв исходит вовсе не от главного героя, как везде пишут в анонсах, но оценивает и разрабатывает ее он. Заручившись поддержкой вышеописанных надзирателей, прокурора и тюремного врача, приступает к осуществлению. Конечно, изрекая при этом: «Нельзя делать из человеческой жизни аукцион» и обосновывая: «Аутсорс не из-за денег, а чтобы вернуть в эту скотскую жизнь хоть каплю справедливости». Философствования в духе «потому что наказывать должен тот, кто пострадал» и непоколебимая уверенность в собственной правоте.

Что касается самого термина – не уверена, что понятия «аутсорс» и «аутсорсинг» были в широком ходу в середине 90-х, ну да ладно.

По большому счету перед нами все та же вариация на тему преступления и наказания: тварь я дрожащая или право имею? По мне, так Достоевского в «Аутсорсе» оказалось несравнимо больше, чем в недавнем «Преступлении и наказании» Мирзоева.

Рассказанное – только экспозиция и завязка, но и по первым двум сериям понятно, что это скорее психологический триллер, чем драма. И очень сильная работа режиссера Душана Глигорова, автора прошлогоднего хита «Трасса» и психодрамы «Хрустальный». Сериал снят по мотивам повести Дениса Драгунского «Дочь военного пенсионера», сценарий написала Анна Козлова («Кеша должен умереть»), она же шоураннер проекта. 


Читайте также


Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
1957
Наше всё Юра Борисов

Наше всё Юра Борисов

Елизавета Авдошина

14 февраля в прокат выйдет фильм "Пророк. История Александра Пушкина"

0
2464
Андроид-компаньон устраивает бунт

Андроид-компаньон устраивает бунт

Наталия Григорьева

Парень настроил девушку под себя – и просчитался

0
3668
Итальянский режиссер оживил традицию

Итальянский режиссер оживил традицию

Марина Гайкович

Шаляпинский фестиваль в Казани открылся премьерой оперы "Кармен"

0
5917

Другие новости