На фото кадр из сериала. Фото: Медиаслово, Kion
Последняя, 10-я серия «Первого номера», одного из самых обсуждаемых сериалов, вышла в онлайн-кинотеатре KION 2 января, а уже в следующую пятницу, 31 января, Первый канал начнет показ телевизионной премьеры проекта. Обычно разрыв между выходом на видеоплатформах и телеканалах бывает гораздо большим – до полугода.
Драма «Первый номер» стала лидером по просмотрам на KION, но где онлайн-кинотеатр, а где федеральный канал? Уж больно специфическим кажется это кино для аудитории Первого. Как и для самого канала: в текст органично вплетены жаргонизмы, вульгаризмы и прочая сниженная лексика, главный герой не вынимает сигареты изо рта (а если вынимает, то в пользу стакана виски). А затирать каждый кадр каждый раз – странное получится зрелище…
Фабула фильма такова. После ухода иностранных компаний глянцевому журналу IDOL грозит закрытие; российский издатель хочет перезапустить проект, однако акционеры намерены поставить главредом «клоуна» – заведомо проигрышную фигуру с целью уничтожить журнал и отобрать здание. Кандидатом выбирается «сбитый летчик» – человек, много лет назад написавший единственную книгу, вышедшую тиражом в 2 млн экземпляров, а в данный момент от души пропивающий и проматывающий свою жизнь.
Уже посмотревшие сериал пишут в Сети о бессмысленности препарирования бед отечественного глянца в наше-то время ( мол, такое интересно только узкому кругу участников, а не широкому зрителю). И что сериал, безусловно, снимали для своих (даже так – «Первый номер» – это захватывающий реквием для своих»). И что большинству зрителей безраличны будни глянцевого издания.
Поначалу я тоже подумала, что кино для своих, а прочих заинтересует в нем разве что мелодраматическая история отношений героя с его бывшей. Да харизматичный Евгений Цыганов в главной (и, возможно, своей лучшей) роли. Но, посмотрев сериал целиком, изменила мнение. Но, во-первых, он рассказывает про день сегодняшний, в кадре то и дело упоминается 2024 год, а много ли снимают фильмов про, условно говоря, сейчас? «Индустрия глянца приняла на себя довольно сильный удар, и мне показалось, что через нее я смогу поговорить о чем-то реальном», – отмечает режиссер Клим Козинский. А во-вторых, это производственная драма, какие случаются везде, на любом рабочем производстве. «Актрисы» – чем не производственная драма из жизни театра, а «Дайте шоу!» – телевидения? (И сколько уже можно снимать «производственного» из жизни больниц и полицейских участков? Счет пошел на десятки.)
«Первый номер» еще и саркастическая производственная драма с умным юмором и хорошо прописанными диалогами ( «Доброе утро!» – «Время покажет, доброе оно или нет»). А то и пародия на современное общество с очередным героем нашего времени от Сергея Минаева, написавшего сценарий и возглавлявшего в свое время журнал Esquire.
…Главный герой берется перезапустить глянцевое издание, ничего в этом не смысля, – ему надо закрыть свои миллионные долги. С присущими ему самоиронией и цинизмом он погружается в это предприятие. Зритель следит за развитием производственных интриг-скандалов, а также за любовной линией, но как-то меньше замечает послание про конфликт поколений: герой с говорящей фамилией Иноземцев не вписывается в новый цифровой мир.
Он искренне и громко негодует из-за так называемой новой этики, уничтожающе высказывается по поводу модных блогеров и инфлюенсеров. У него есть принципы, он прекрасно образован, чего не обнаруживает в своем окружении, его корежит от новояза («Нет слова «интервьюерка»!») и навязываемых богемной тусовкой героев. Его издевательский диалог с юным фэшен-дизайнером, страшно далеким от народа, – одно из лучших мест в сериале.
Герой не собирается перезапускать гламурную мишуру для избранных – он собирается сделать журнал для нормальных людей и про нормальных людей. «Человека определяют его мечты. Мы делаем журнал про мечту», – сообщает он на летучке и предлагает героем номера Владимира Высоцкого. Редакция в шоке: «В 2024-м Высоцкий?» – «Высоцкий будет и в 2025-м, и в 3025-м Высоцким».
Классно сделаны титры с пляшущим на редакционном столе Иноземцевым под песню «Миром правит любовь». Вообще все снято динамично, хлестко, провокативно. Что до актеров – здесь по-настоящему звездный каст: неожиданный Павел Деревянко и еще более неожиданный Александр Устюгов, а также Надежда Михалкова, Александра Бортич, Равшана Куркова, Игорь Верник, Петар Зекавица, Денис Власенко, Егор Корешков, Лукерья Ильяшенко, Александра Ребенок, Ольга Сутулова, Леонид Ярмольник, Мария Андреева, Софья Шидловская, Ида Галич, Алёна Долецкая и др.
Сериал такой плотности, что по нему хоть сейчас можно начинать снимать спин-оффы: историю треугольника Деревянко–Куркова–Бортич; историю пары Корешков–Ильяшенко; историю тронутого на своем журнале героя Верника; историю героя Власенко, юного айтишника, едва ли не единственного приличного человека в редакции (и точно единственного, который помогал, чем только мог, главному герою, а тот предал его самым паскудным образом, присвоив рукопись).
И опять примета времени – вместо того,чтобы дать подлецу в морду – ну или попытаться выяснить, как же так получилось, парень спешит выложить все в Telegram. Вот в чем необходимость – о любом происходящем с тобой протрезвонить на весь мир, не попытавшись разобраться в реале?
Подытоживая: «Первый номер» – это современно, зрелищно, неоднозначно, захватывающе и очень смешно. Вот бы Первый канал всегда ставил в сетку такие сериалы.