Криминальный авторитет (Тимофей Трибунцев) спешит со своими бойцами на «стрелку». Кадр из сериала
Сегодня на видеоплатформах Wink и START вышли две первые серии одного из самых ожидаемых проектов года – криминальной драмы «Дети перемен» (режиссеры Сергей Тарамаев и Любовь Львова).
Тренд, условно называемый «сериалы о 90-х», продолжает раскручиваться (месяцем раньше вышли «Лихие» Юрия Быкова), где-то уже и раздражая – тяжело раз за разом смотреть на разборки бандитов и выживание обычных людей, беспредел и разруху. Неприятно вспоминать все это...
90-х в последнее время стало и правда слишком много – видимо, прошло нужное количество десятилетий для осмысления тогда происходившего. Но как же разнится в этих трех сериалах ощущение (картинка-то местами схожа) от тех лихих лет! В «Детях перемен» – это разлитое в воздухе муторно-тягомотное чувство от непонимания творящегося вокруг.
Эпоха здесь показана через историю одной семьи – в центре сюжета трое братьев от разных отцов и их мать, и показана она без романтизма, как в «Слове пацана», без холодной констатации, как в «Лихих», а с иронией и жалостью к героям, вынужденным существовать в тяжелую эпоху перемен: на дворе стоит середина 80-х – самое начало перестройки (о чем герои рассуждают за пивом в первые же минуты фильма: «Наворуют все, и еще хуже станет»).
Разные отцы понадобились авторам, видимо, для представления разных социальных слоев. Отец старшего сына по кличке Карась вот-вот выйдет из отсидки, а сам парень (Слава Копейкин) – правая рука крупного криминального авторитета (Тимофей Трибунцев). Жестко разбираясь со всеми, с кем приказано, в свободное от бандитства время герой Копейкина берет уроки оперного пения, доводя домашних любимой арией Германа (вот это все: «Труд, честность – сказки для бабья», «Что наша жизнь – игра, сегодня ты, а завтра я», «Ловите миг удачи, пусть неудачник плачет» – такое впечатление, что на самом деле старшенький обрел свой жизненный манифест, а не любовь к оперному пению).
Крупный криминальный авторитет в исполнении Трибунцева бесподобен – беспредельщик и психопат с простуженным голосом, обладающий звериной серьезностью и обитающий в интерьерах дома а-ля Версаль+, он, например, удручен тем, что в ресторане «нет ВИА, чтобы заказать душевных песен», а когда нанятый для застолья актер (Александр Яцко), отчаянно «плюсуя», поет для братвы «Все так же стонут провода. И поезд мчит меня в сибирские морозы» – нет более благодарного слушателя, искренне обливающегося слезами.
Актер, носящийся с монологами из чеховского «Дяди Вани» к месту и не к месту (тоже характер на гране фола), после смешной сцены недопонимания между ним и братвой запирается в ванной и, прямо как кот, мочится на тапочки авторитета со словами: «Скоро все равно уйдете в верхний слой почвы», – но пока это ему приходится уносить ноги, быть битым и прятаться в озере, чтобы не оказаться убитым.
Среднего сына сыграл Макар Хлебников, его отец – эдакий неприкаянный интеллигент (Сергей Гилёв), призывающий сына к доброму и вечному. Сам парень – художник, зарабатывающий рисованием киноафиш в ДК, романтик и просто нормальный человек. И, пожалуй, самый человечный образ в сериале. Отец младшего сына торгует на вещевом рынке тряпками, а мальчик (Хетаг Хинчагов) вместо школы ищет клиентуру, получает от бригадира продаж бытовую китайскую технику и продает ее за процент.
Интеллектуала-библиотекаря сыграл Лев Зулькарнаев, честного милиционера – Кузьма Котрелёв, циничного бригадира Артем Кошман – вообще кастинг в проекте феерический. Единственно, смущает по внешнему признаку выбор Виктории Исаковой на главную героиню. Ну какой из нее водитель троллейбуса с простецким говорком и периодическим побиванием сыновей кухонным полотенцем? Условно говоря, типаж герцогини фальшиво смотрится в роли прачки; как по мне, актриса обладает слишком изысканной внешностью для этой роли. Ну не может героиня с психофизикой актрисы Исаковой получать удовольствие в чебуречной, попутно жалуясь откинувшемуся бывшему на старшенького: «Он уже меня достал оперной фигней»!
Вот в антуражах, костюмах, приметах времени – абсолютно никакой фальши, узнаваемость полная. Бар с убогим стриптизом: суета, мельтешение, девочки выглядят не эротичными, а недораздетыми – кто в майке, кто в лифчике, кто в купальнике плюс много, много блесток, и все это под Татьяну Буланову: «Еще одна осталась ночь у нас с тобой, еще один раз прошепчу тебе: «Ты мой», – с экрана прямо веет атмосферой эпохи.
Музыкальное сопровождение подобрано очень грамотно: после своих кровавых дел герой Славы Копейкина приходит домой и под хит «Позови меня с собой, я приду сквозь злые ночи» натягивает на голову полиэтиленовый пакет, чтобы вызвать у себя галлюцинации и испытать чувство эйфории. А после подлого расстрела его группировкой бредущих с похорон конкурентов звучит «Агата Кристи»: «Задумывая черные дела, на небе ухмыляется луна. Я же своей рукою сердце твое прикрою…»
Да, и про ударное начало «Детей перемен»: какая-то неземная мгла, навстречу камере по квадратному коридору (что это, чистилище?) движутся темные фигуры. А, это подземный переход, люди идут с работы, с завода.