Здесь видно, как вокруг ладони Стаса Пьехи вьется нечто пририсованное – ноу-хау авторов. Кадр из сериала «Со всеми бывает»
Современная документалистика активно развивается и, похоже, может стать новой модной тенденцией. Российские онлайн-платформы все больше внимания уделяют этому жанру.
Линейка качественных документальных проектов есть в онлайн-кинотеатре Kion, в первую очередь это фильмы про личности исключительные – «Дуров», «Сахаров. Две жизни», «Пелевин», «Арбенина». Запомнили зрители «Анонимную телегу», посвященную расследованию деятельности анонимных Telegram-каналов, высоко оценили необычные и очень классно сделанные «Тайны Карениной». В октябре здесь вышел первый российский документальный фильм, купленный Netflix, – «История российских тюрем» (серии «Бутырка», «Владимирский централ», «Кресты»), а на этой неделе – документальный сериал о ментальных расстройствах под названием «Со всеми бывает» (режиссер Александр Македонский).
Проект состоит из шести серий по 30–40 минут, каждая из них посвящена какому-то одному заболеванию: тревожному расстройству, биполярному расстройству, депрессии, расстройству пищевого поведения, синдрому гиперактивности, пограничному расстройству личности. Героями фильма стали известные и успешные молодые люди, не понаслышке знакомые с этими диагнозами, их близкие, а также эксперты – клинические психологи и психиатры.
Первая фраза, которая звучит с экрана: «Мне невероятно стыдно, что я какой-то не такой». Это говорит актер, музыкант, счастливый семьянин, один из самых известных блогеров (3 млн подписчиков) и инфлюенсеров – Денис Кукояка. Тут думаешь, каким образом могут сочетаться комедийный рэп, съемки на ТНТ и абсолютная раскованность этого молодого человека с тревожным расстройством, а он тем временем весело рассказывает, как с ним случилась паническая атака в кресле барбершопа. И, подробно разбирая свой личный многолетний опыт, приходит к неожиданному выводу: «Наверное, я таким образом выклянчиваю любовь…». Так это или нет, но на его примере зритель видит, что недуг можно совмещать с построением успешной карьеры и счастливой личной жизни.
Чувство тревоги и невозможность с ней справиться сегодня самый частый повод для обращений к психологам и психиатрам. Казалось бы, тревога – это здоровый эволюционный механизм выживания, но вот автоматически включающаяся гипертревожность – уже болезнь. Для того чтобы жизнь была полноценной, свой диагноз надо исследовать и принять. Герои сериала делятся тем, как им удалось адаптироваться и какие трудности они научились преодолевать. А врачи рассказывают про современные методы лечения обострений психических болезней.
Оказывается, и у певца Стаса Пьехи есть этот диагноз – генерализированное тревожное расстройство; оказывается, певица Елена Катина (группа «Тату») много лет лечилась от депрессии, а у популярной певицы Тоси Чайкиной – пограничное расстройство личности…
Еще одна героиня, певица Сюзанна, считает, что о психологических заболеваниях важно рассказывать, чтобы сломать стену недопонимания между людьми с расстройствами и теми, у кого их нет, причем рассказывать наглядно, на примере реальных людей, чтобы все понимали: «Я – это не мой диагноз».
А блогер Сережа ОМГ (10 млн подписчиков), светлый, очаровательный юноша, с радостью делающий селфи с поклонниками, признается, что для него участие в проекте стало безумно сложным: « Для меня это был не просто рассказ, а погружение в то состояние, из которого я с трудом выбирался».
Острая тема, реальные герои, преодолевающие реальные трудности… Фильм помогает развеять ощущение, что ты остался один на один со своим расстройством, и рассказывает, как продолжать жить и быть счастливым несмотря ни на что. Пожалуй, «Со всеми бывает» – первый кинопроект, который так откровенно, понятно и не страшно говорит о ментальных проблемах.
Документальное кино – мощный инструмент воздействия на общественное сознание, и у этого сериала есть важная социальная миссия: «раздемонизировать» ментальные расстройства, показав, что люди с диагнозом при правильной терапии могут и должны вести обычную жизнь, не прячась от мира. И это вполне удалось, но с одним «но».
Фильм зрительно тяжело воспринимается из-за авторской графики поверх кадра – всех этих заштриховок, смайликов, абрисов силуэтов людей, появляющихся и исчезающих разноцветных линий… Герой говорит о друзьях – кадру пририсовывают примитивных человечков, о волнообразных панических атаках – волны, вокруг собаки тут же появляются нарисованные косточки и т.д. Словно пятилетний ребенок разрисовывал отснятую пленку на монтаже – ну, зачем уж так-то иллюстрировать каждое слово? От этого устает глаз и рассеивается внимание. Или авторы держат зрителя за пятилетнего ребенка, который не справится со смыслами без привычных эмодзи?
Вероятно, тем самым они подстраиваются под клиповое сознание – и клиповое восприятие молодого зрителя. Но такое графическое решение совсем не бьется с серьезностью темы. И что насчет широкого зрителя, с ним разговор получается?