0
183
Газета Телевидение Печатная версия

31.10.2024 18:18:00

Сериалы "Столыпин" и "Плевако" выйдут на следующей неделе

О двух "фамильных" премьерах – развлекательной и просветительской

Тэги: великие соотечечественники, телевидение, сериалы, столыпин, плевако, рецензия


великие соотечечественники, телевидение, сериалы, столыпин, плевако, рецензия В роли Петра Аркадьевича Столыпина артист Александр Устюгов. Кадр из сериала «Столыпин»

Сериалы о двух великих соотечественниках выйдут один за другим с разницей в два дня – во вторник, 5 ноября, «Столыпин» на телеканале «Россия», в четверг, 7 ноября, «Плевако» в онлайн-кинотеатре Premier. Оба позиционируются как исторические, один как драма, другой как детектив.

Проект «Плевако» (режиссер Анна Матисон) об одноименном легендарном адвокате летом стал сериалом открытия фестиваля «Пилот», кого-то впечатлив, а кого-то не очень. Конец XIX века, блестящий адвокат и оратор, прозванный современниками московским златоустом, на пике своей славы. Правда, звали его Федором Никифоровичем, а не, как в фильме, Николаем Федоровичем, имел он брата, а не сестру и т.д. Заявлено, что сериал снят по мотивам истории жизни Плевако – видимо, чтобы реальные факты биографии можно было «посмотрибельнее» расцвечивать и раскрашивать, а то и изменять (это совместный проект онлайн-кинотеатра Premier и телеканала НТВ, известного своими вольными интерпретациями действительности).

И производители расцвечивают: их альтернативный Плевако в свободное время удовольствия ради ходит на Хитровку, чтобы там поучаствовать в кулачных боях с обитателями «дна». Мог ли так развлекаться чиновник высокого ранга, действительный статский советник?

Да, слушания дел с его участием привлекали сотни людей, на них покупали билеты, и драматическим накалом они могли конкурировать с оперой, но чтобы петербургская публика на судебном заседании вела себя как буйное итальянское сообщество или цыганский табор, как это показано в сериале?

Получив известие о смерти матери, Плевако устраивает ей огненное погребение где-то на природе – ладно, выиграв дело, пускается в своем кабинете в неистовый первобытный пляс – ладно. Но бесконечное педалирование героя на теме своей незаконнорожденности? Получается, в суде он мстит богатым отпрыскам, памятуя о своем бастардстве, и поэтому же защищает неимущих девиц – ну прямо мыльная опера.

Вообще-то Плевако родился и вырос в полной и любящей семье, жил вполне себе в достатке, после гимназии поступил на юрфак Московского университета, по окончании которого еще и прослушал курс лекций в Гейдельбергском, а все его бастардство заключалось в том, что родители его были по каким-то своим соображениям невенчаны.

Драки-погони, вспыхнувшие взаимные чувства к чужой жене (здесь зрителей ждет много мелодраматических поворотов), появление Соньки Золотой Ручки, которая собирается мстить знаменитому адвокату…

Главную роль сыграл Сергей Безруков, внешнего сходства, конечно, ни малейшего (субтильный актер в гриме и пенсне скорее похож на Чехова), но когда Безрукову это мешало? Игорь Гордин сыграл Победоносцева, Мария Смольникова – сестру-феминистку, Виталий Коваленко – Савву Мамонтова, Ольга Лерман – возлюбленную главного героя, ее мужа – Николай Шрайбер. Также в сериале снялись Ольга Лапшина, Павел Ворожцов, Даниил Воробьев, Лукерья Ильяшенко.

Кстати, супругам Сергею Безрукову и Анне Матисон пришла благодарность от главы Республики Калмыкия – «за популяризацию истории и культуры калмыцкого народа в сериале «Плевако», где калмыцкие корни главного героя стали одной из ключевых особенностей». Вообще-то большая часть биографов Плевако считает, что он был сыном польского дворянина и казашки, а не калмычки.

Но тем, кто любит историческую правду – лучше на «Столыпина» (режиссер Алексей Андрианов). Самое начало озадачило закадровым голосом: «Что за человек был Петр Столыпин?» и т.д, однако звучал он всего полторы минуты, сыграв роль своеобразного вступления. Прямо на титрах идет сцена, предшествующая взрыву, и сам взрыв, устроенный террористами в доме Столыпина на Аптекарском острове. Трое в жандармской форме проносят в особняк портфель с бомбой – и с криком «Да здравствует русская революция!» швыряют его оземь… После чего следует последний титр: «Основано на книге Бориса Федорова «Петр Столыпин: «Я верю в Россию».

При написании сценария основным источником стали материалы этой книги, но и не только – еще личная переписка Столыпина, записи его старшей дочери, воспоминания современников. Сценарий писался с участием серьезных историков – и с желанием снять так, чтобы все было максимально достоверно, а исторические факты не были искажены.

Сериал рассказывает о последних пяти годах жизни Петра Аркадьевича – с момента вступления в должность министра внутренних дел и до трагической гибели после покушения. Известно об 11 покушениях на него, на протяжении шести лет с начала первой русской революции до его смерти. Когда в апреле 1906 года Николай II назначил Столыпина министром внутренних дел, тот, вступая в должность, понимал, что скорее всего его убьют. Его завещание так и начиналось: «Когда меня убьют…»

За пять лет своего премьерства Столыпин совершенно изменил экономическую и политическую ситуацию в стране, и есть мнение, что столыпинские реформы могли бы спасти Россию от революции. В «Красном колесе» Солженицын пишет, что если бы Столыпин не был убит в 1911 году, то смог бы предотвратить мировую войну и соответственно проигрыш в ней царской России, а значит, и захват власти большевиками, Гражданскую войну и миллионы жертв этого всего.

Ненависть к Столыпину в революционной среде была невероятной, и это очень точно показано в сериале – не пойми какой сброд встречается на конспиративной квартире: воры, рабочий, дворянская дочка, недоучившийся студент, амбициозный главарь, вопящий «Нет бога – нет морали, а великое дело есть!». Много экранного времени посвящено мотивам террористов, тому, кто, как и почему хочет убить Столыпина. Эти сцены чередуются с повседневностью главного героя – мы видим его противостояние радикальной Думе, его сдерживание кабинета министров, его общение с ближним кругом, с женой и шестью детьми.

В сериале прекрасно передан дух эпохи – полная аутентичность в костюмах, деталях и декорациях. Начало ХХ века, время Серебряного века – для создания атмосферы была выбрана специальная оптика, которая дает своеобразный мягкий рисунок кадра. По цветовой гамме – это Борис Мусатов: очень красивая картинка получилась у сериала.

В главной роли снялся Александр Устюгов, чье портретное сходство со Столыпиным даже удивляет. Также в сериале сыграли Мария Палей, Александр Яценко, Павел Попов, Екатерина Волкова, Юрий Насонов, Стася Милославская, Борис Каморзин, Павел Трубинер, Андрей Ургант и др.

«Столыпин» – очень взрослый, если можно так выразиться, и серьезный проект. Знаменитая фраза Петра Столыпина «Вам, господа, нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия» актуальна и сегодня. 


Читайте также


Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Наталия Григорьева

Документальный фильм рассказывает детективную историю Павла Филонова

0
1875
Роман Маякин получает "Право на лево"

Роман Маякин получает "Право на лево"

Наталия Григорьева

Герои комедии пытаются удержаться от измен

0
2807
Живые мертвые. Премьера оперы "Пиковая дама" в Перми

Живые мертвые. Премьера оперы "Пиковая дама" в Перми

Марина Гайкович

0
2566
Две премьеры и прикольный Достоевский

Две премьеры и прикольный Достоевский

Вера Цветкова

"Лихие" основаны на реальных событиях, "Преступление и наказание" – вольная фантазия на тему

0
3068

Другие новости