0
21001
Газета Телевидение Печатная версия

24.10.2024 17:36:00

Две премьеры и прикольный Достоевский

"Лихие" основаны на реальных событиях, "Преступление и наказание" – вольная фантазия на тему

Тэги: телевидение, сериалы, премьеры, лихие, юрий быков, преступление и наказание, владимир мирзоев, рецензия


телевидение, сериалы, премьеры, лихие, юрий быков, преступление и наказание, владимир мирзоев, рецензия Сериал «Лихие» представляют генпродюсер Okko Гавр Гордеев, генпродюсер «Среды» Иван Самохвалов, сценарист Олег Маловичко и режиссер Юрий Быков. Фото автора

Неделя началась с масштабной презентации криминального эпоса Юрия Быкова «Лихие» (первые две серии вышли вчера в онлайн-кинотеатрах Okko и START), а также светской премьеры криминальной драмы Владимира Мирзоева «Преступление и наказание» (первые четыре серии выйдут на «Кинопоиске» в субботу 26 октября).

«Лихие» представляли в «Синема Парк Мосфильм» с большим размахом. Перед кинотеатром стоял бетоновоз, подсвеченный тревожным красным светом: во всю капсулу бетономешалки – логотип сериала. В фойе кинотеатра установили кабинку, тоже красную – советский телефон-автомат: набираешь цифры какого-то года из 90-х (например, 1994) – и слышишь в трубке типичную для этого года историю. А пресс-волл – баннер, на фоне которого фотографируются звезды, представлял собой громадное слово «ЛИХИЕ», составленное из вбитых гвоздей, вернее их стержней.

Перед показом на сцену вышли главные по проекту: режиссер-постановщик Юрий Быков, автор сценария Олег Маловичко, генпродюсер компании-производителя «Среда» Иван Самохвалов, генпродюсер онлайн-кинотеатра Okko Гавр Гордеев – все они светились радостью и самодовольством, а Быков еще и сообщил залу: «Скажу вам очень важную вещь, о чем мы делали фильм: без любви не бывает ничего, насилие порождает насилие». (Очень свежая мысль, особенно после «Слова пацана…», с которым «Лихие», боюсь, обречены на сравнение. Тем не менее всем респект – и любимому режиссеру за снятых когда-то «Майора» и «Дурака», и крутому сценаристу («Троцкий», «Нулевой пациент», «Хрустальный»), и продюсерам-суперпрофи.)

Действие «Лихих» (18+) происходит в 90-е годы в Хабаровском крае, в момент когда местные бандитские группировки делят его на сферы влияния. Главный герой держит в тайге пасеку, живет с семьей на доходы с нее и с охоты. В начале 90-х, когда сахар становится дороже меда, пасека разоряется. По совету бывшего соседа герой перебирается с семьей в Хабаровск, где этот сосед и устраивает его шофером к бандитам.

Ну и все, коготок увяз – всей птичке пропасть: «Мы или свои, или свидетели», дорога в киллеры началась… Причем с подключением, едва ли не на равных, 11-летнего сына: «Завидую. У них все есть, у нас ничего. Никто не даст – самим надо брать. Ради семьи на что готов?» – «На все, папа». – «Мне к нему не подобраться, а ты сможешь».

Как известно, режиссер Быков любит простого человека, но сыграть такового взял артиста с типажом а-ля сельский учитель или работник НИИ – автоматически вызывающего симпатию Артема Быстрова. Но в этой роли его герой малосимпатичен еще до своего киллерства – гадаю, зачем в самом начале понадобилась ужасная сцена с коровой, когда хозяин дает ей яблочко, после чего бьет молотом по голове на глазах у жены и двоих детей, а нежно обихаживаемая доселе животина предсмертно воет. Он изначально моральный урод? С режиссером что-то не так? Я не считаю возможным показывать подобные сцены в игровом кино: не стоит плодить подражателей жестокости, которые найдутся всегда.

...Вот вроде все хорошо с сериалом: снято качественно, персонажи и их разборки узнаваемы, узнаваемы унылая серь улиц и орущие отовсюду «Белые розы», «А белый лебедь на пруду…», «Воруй, воруй, Россия, всего не украдешь». Все вроде так и было: на экране честный рассказ о тяжелом периоде в стране и о том, как оно все складывалось-получалось в отдельно взятой судьбе. Выйди «Лихие» первыми в длинной череде фильмов о 90-х, наверное, вызвали бы более сильные чувства. Но вот сегодня – не цепляет, никому из героев особо не сочувствуешь. Потому что снято с холодным носом? Так вроде не с холодным… Потому что Быков, чье отрочество выпало на 90-е, ненавидит то время, а, как он сам сказал, без любви не бывает ничего? Или так оно изначально и было задумано?

А на следующее утро состоялся пресс-показ для СМИ (блогеров и светских персонажей позвали на вечернюю премьеру) разрекламированного и ожидаемого «Преступления и наказания». Вот тут я помянула добрым словом не только быковские «Лихие», но и «Евгения Онегина» Сарика Андреасяна с 30-летней Татьяной!

Представляли сериал исполнитель главной роли Иван Янковский и режиссер Владимир Мирзоев, причем последний заявил: «Мы хотели бы, чтобы названием было «Преступление, наказание и воскресение» – о том, что человек может и вне реинкарнации восстановить свою душу после мрака». И что-то про уменьшение энтропии.

Сразу общее ощущение: да почему же это называют экранизацией?! Надо писать в титрах «по отдаленным мотивам»! Эта киноверсия знаменитого социально-философского романа снята в жанре криминальной драмы, и два трупа в первых двух сериях принадлежат отнюдь не старухе процентщице и ее сестре!

Действие перенесено в наши дни – а что, никто не понимает, что современные реалии, современная одежда и прочее никак не бьются с витиеватой речью XIX века?.. В одном этом такая нестыковка и фальшь…

В данной интерпретации романа главный герой – черт, и преобаятельнейший (Борис Хвошнянский). Он все время рядом с Раскольниковым, ведет с ним ироничные разговоры, пьет-ест, дает советы и периодически выручает из передряг. Что касается самого Раскольникова – юноша явно находится под какими-то веществами и мается от безделья: то посидит на каменном льве, то полежит на парапете и весь обуян мыслями, как добыть денег не работая. Оно, конечно, очень современно и узнаваемо, но при чем здесь Достоевский?

Почти вся первая серия посвящена дворцу-поместью Свидригайловых в Томске (дорого-богато, сотни слуг, приемы) и ну очень затейливой во всех смыслах роковухе Марфе Петровне (Юлия Снигирь). Именно здесь служит гувернанткой сестра Раскольникова Дуня (Любовь Аксенова), но вопреки автору ее не изгоняют из имения (что, помнится, сильно расстроило ее брата) – напротив, Свидригайловы ее удерживают в четыре руки, она сама сбегает после утопления в бассейне хозяином сперва горничной, потом хозяйки. Горничная, кстати, то с детьми покатается на качелях, то к хозяйке заявится с аперолем на подносе и подразнит заодно – мол, меня ваш муж целовал горячее. В этой части новоявленное «Преступление и наказание» прямо клон «Престижа» или какого другого сериала о современных нравах неприлично богатых людей, только с именами героев Достоевского.

К чередованию двух параллелей Петербург/Томск добавляется третья – из дома Мармеладовых: Соне лет 14 на вид, когда она, гонимая мачехой, идет наниматься в стриптиз.

Наконец, доходит дело и до знакомства со старухой процентщицей – ею оказывается подтянутая бизнесвумен в исполнении Ёлы Санько (как там у автора-то – «глупая, злая, больная старушонка»?).

Многочисленные штампы. Крючки – на что заведомо клюнет зритель. Зачем-то Лужин (Никита Тарасов) голым плавает в бассейне, зачем-то Раскольников голым танцует на столе, зачем-то Марфа Петровна страстно целует Дуню... В общем, все пороки современного общества, лютый сюр, Дэвид Линч и потуги на «артуху». Как сказал один коллега на выходе из зала, «содержание предельно упрощено, форма предельно усложнена». И как сказала другая коллега, помоложе, «а что, прикольно».

Снимать классику прикольно – видимо, новый модный тренд. 


Читайте также


Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Вера Цветкова

Удержится ли комедийный уровень "Жуков" в 4-м сезоне и достигнет ли мистический приквел "13 Клинической" успеха оригинала

0
2397
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3095
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
3492
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2529

Другие новости