«А что это на палке болтается?» – спрашивает своих подчиненных (Игорь Гордин и Игорь Костолевский) Леонид Ильич (Юрий Стоянов). Кадр из сериала
Церемония закрытия XXII летних Олимпийских игр в Москве прошла 3 августа 1980 года. Две первые серии драмы «Игры» вышли на «Кинопоиске» 3 августа 2024-го, совпав с проведением XXXIII Олимпийских игр в Париже.
Сериал начинается титрами, смонтированными из хроники времен московской Олимпиады с незаметно встроенными игровыми кадрами. Которые будут и дальше сочетаться с хроникой, а экран – периодически разбиваться на несколько частей. Визуально сериал стилизован под старину: тусклость кадра, видимо, должна напомнить пленку «Свема» производства Шосткинского комбината, на которую снимали кино в Советском Союзе.
Сюжет сериала разворачивается на фоне подготовки и проведения Олимпийских игр в Москве, поворотного события для всей страны, когда советские люди впервые стали свидетелями спортивного состязания международного уровня, впервые почувствовали себя частью большого мира. Страна изменилась навсегда: приподнятый тогда железный занавес так и не закрылся.
Главный герой – советский мажор с дипломом МГИМО и знанием пяти языков, действительно прекрасно образованный юноша (Григорий Верник), которому скучно в советском болоте, и оттого он время от времени устраивает себе развлечения. «Вылил 50 граммов валерианы на памятник Ленину, что привело к массовому неорганизованному нашествию групп кошек, которые облизывали тело вождя», – расскажут в отделении милиции его отцу (Алексей Серебряков), крупному функционеру. Забирая сына оттуда, он скажет: «Забываешь, в какой стране живешь. Это идеологическая диверсия».
Обеспокоенный отец (мало сыночка-«диверсант», еще же существует и статья за тунеядство) настаивает, чтобы парень отправился волонтерить в Олимпийский комитет. Тот и отправился, застав в оном гигантские толпы желающих, – но всех обошел-обхитрил и в тот же день был прикреплен к отделу планирования, под начало правильной, бескомпромиссной трудоголички-перфекционистки (Мария Карпова).
Она не скрывает своей неприязни к раскованному мажору и почти сразу заявляет ему: «Вы мой идеологически враг». Современные зрители в своих пабликах называют ее «мымра, молодые годы» и пишут, что «какая-то она утрированная», – да нет, среди комсомольских карьеристов был процент таких вот идеологически убежденных… Что до внешнего облика, если оперировать кинопамятью, героиня больше напоминает Мэри Поппинс Натальи Андрейченко, нежели «мымру» Людмилу Прокофьевну Алисы Фрейндлих.
Чиновники и спортсмены, консерваторы и либералы, идейные функционеры и карьеристы – в сериале обилие персонажей и сюжетных линий. Изначально он назывался «Олимпиада» – и правильно, что поменяли на многозначное «Игры», поскольку он не только о подготовке первой в истории Олимпиады в СССР, а именно что об играх на ее фоне – политических, спортивных, подковерных, военных, личных… Об изнанке Олимпиады. О людях и их драмах вокруг подготовки к грандиозному государственному событию, которое оказалось на грани срыва, но состоялось в том числе благодаря усилиям команды.
Готовы 44 спортивных объекта, а 97 – нет. Помимо сдачи объектов – такие политические интриги, что мама не горюй! За проведение Олимпиады – руководитель оргкомитета Игр (Игорь Косталевский): «Мы пять лет трудились, не покладая рук», ему противостоит высокий чиновник (Игорь Гордин), убеждающий генсека Брежнева (Юрий Стоянов) в ненужности мероприятия («Ну, проведем мы Олимпиаду, Леонид Ильич, а что потом, голодать?» – «Наголодались…Какой дурак придумал Олимпиаду в Москве, отменять ее надо», – ответствует Леонид Ильич). Образ чиновника не придуман – как известно, главный идеолог и член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов категорически был против проведения Олимпиады и даже на время ее проведения уехал из столицы.
Кроме внутреннего противостояния и нестыковок, в жизни Оргкомитета (и в истории страны) наступает тот переломный момент, когда принимается решение о вводе советских войск в Афганистан. Сюжет сериала прерывается реальными фрагментами новостей (наших и «их») с призывом президента США Джимми Картера к бойкоту московской Олимпиады. После чего следует решение 60 западных стран бойкотировать ее…
Главная эмоция, доносимая с экрана, – напряжение всех и каждого, причастного Олимпиаде. Параллельно истории взаимоотношений между организаторами показаны спортивные тренировки штангиста, гимнастки, борца, фехтовальщиков. Пока это самая невыразительная линия сериала – или так и было задумано показать, что спорт – дело десятое в таком вселенском, пусть и спортивном, событии?
Из проколов: на «Пиратах ХХ века», первом советском боевике, в столичном кинотеатре пусто: исключено, фильм только в год выхода (1980) посмотрело 90 млн граждан. Сюда же – дружинники проверяют паспорта у зрителей. В 1979 году? Ну нет, подобные дневные проверки начались позднее, при генсеке Андропове в 1983-м.
И, увы, «не зашел» образ Брежнева в исполнении Юрия Стоянова, играющего карикатурного вождя из анекдотов. Ну да, не на пустом месте – водилось за тем и шамканье, и «глубокомысленные» рассуждения, но жанр данного сериала – драма, и как совершенно верно заметил кто-то из зрителей на известном кинопортале: «…образ вываливается из жанра фильма. Все вокруг существуют в одном жанре, а Юрий Стоянов почему-то в другом. У меня не получается увидеть генсека, я артиста с его примочками вижу».
Над проектом работала команда, создавшая очень качественный сериал «Нулевой пациент»; первые две серии «Игр» уже посмотрели более миллиона подписчиков, в субботу, 10 августа, выйдет третья. В актерскую сборную, кроме уже названных, вошли Сергей Чонишвили, Александра Бортич, Вячеслав Чепурченко, Павел Майков, Евгения Дмитриева, Ксения Рябинкина, Леонид Каневский, Алёна Бондарчук и многие другие.
Режиссер «Игр» Евгений Стычкин также снялся в роли британского журналиста русского происхождения. Кстати, в Telegram-аккаунте «Кинопоиска» выложен ролик, где в честь завершения съемок Стоянов и Стычкин в костюмах и гриме лихо отплясывают под «Шизгару».