Режиссер «Чистых» Николай Хомерики и актрисы Диана Милютина, Тереза Диуро и Софья Синицына получают приз за лучший актерский ансамбль. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
В этом году в Иванове собралась, кажется, вся кино- и сериальная индустрия: приехали около 1000 участников (в два раза больше, чем обычно). Онлайн-кинотеатры, ТВ-каналы и независимые продакшн-студии – представлять пилотные серии готовящихся к премьере проектов, актрисы – выгуливать наряды, журналисты – бдеть за общим процессом.
Как всегда, открытие «Пилота» прошло в Арт-пространстве ивановского железнодорожного вокзала, и, как всегда, фестиваль объявил открытым по видео его президент Валерий Тодоровский. Все остальное было не как всегда – присутствующие узнали, что с этого года в смотр помимо игровых добавились документальные проекты. Что вместо многолетнего программного директора – кинокритика и кинофила Егора Москвина конкурсную программу отбирали другие люди: сценарист, продюсер и шоураннер Андрей Золотарев и писатель, сценарист и продюсер Сергей Минаев. И что второй год подряд фестиваль украсит обширная деловая программа (II всероссийский деловой форум «Пилот. Точки взлета»), которая пройдет в первой половине дня, показы – во второй.
Был фестиваль ламповым и авторским – стал крупным и индустриальным. Выходил при поддержке правительства Ивановской области – с прошлого года выходит еще и при поддержке Министерства культуры РФ.
Специальный приз по итогам 2023 года с формулировкой «Актер. Главный герой года» огласили прямо на открытии – он достался Ивану Янковскому (за «Плейлист волонтера», «Фишер», «Слово пацана. Кровь на асфальте»), который выступил с видеообращением.
Сериал открытия представили режиссер Анна Матисон и продюсер Алексей Учитель, им стал костюмный детектив «Плевако» о легендарном российском адвокате (отказываюсь на этом основании считать сериал историческим, как заявлено. Кстати, звали адвоката Федором, а не, как в фильме, Николаем, имел он брата, а не сестру и был не калмыком, а казахом по матери). Главную роль как всегда безукоризненно сыграл Сергей Безруков, который может сыграть и чайник на плите, и птицу в небе, и это главное достоинство сериала. Безруков с приветствием вышел тоже по видеосвязи – и даже, кажется, будучи за рулем.
К «Плевако» много вопросов – никогда не поверю, что царский чиновник такого ранга удовольствия ради станет драться с мужиками на базаре. Что петербургская публика на судебном заседании могла вести себя как буйное итальянское сообщество или цыганский табор. Ну и прочие «маленькие правды» вроде постоянной ушибленности героя своей незаконнорожденностью. Мстит он, понимаешь, в суде сынкам богатых, памятуя свое бастардство, и поэтому же защищает неимущих девиц – мыльная опера, а не великий адвокат.
В жюри «Пилота» в этом году вошли известные российские режиссеры – Клим Шипенко, Владимир Котт, Петр Буслов и Юрий Быков, что вселяло определенные надежды, а в конкурсную программу – 15 проектов, которые в ближайшее время появятся в онлайн-кинотеатрах и на телевизионных каналах. Эротический блокбастер «Чистые» Николая Хомерики об особом петербургском доме терпимости начала XX века уже вышел в этот понедельник на Wink. Хотя изначально «Пилоту» вменялось быть площадкой не для готового продукта, а для показа пилотных серий, снятых с расчетом на продолжение: площадкой для презентации проектов инвесторам.
Первый день конкурсного показа начался комедией «жЫЫЫзнь» (Premier): первобытное общество, на одном берегу реки живет убогое племя во главе с Вождем, на другом – развитое во главе с Вождихой. Убогие хотят на другой берег, но их не пускают, и тогда они убеждают себя в том, что у них «свой особенный путь». Несмотря на исполнителей главных ролей Михаила Галустяна и Светлану Ходченкову, сериал вызвал весьма жесткую критику. Каково же было наше удивление, когда уважаемое профессиональное жюри присудило ему премию «За лучший сценарий»!
Cкетчком «Демис и Марина» (ТНТ, играющие сами себя Демис Карибидис и Марина Кравец, постоянно попадающие в курьезные ситуации) – ну это вообще запредельно, где скетчкомы – и где «Пилот»! Comedy Club мы и так который год смотрим по ТНТ.
Вполне удалась драматическая комедия «Она такая классная» от Kion (скорее роуд-муви про дружбу и человечность с героем-аутистом, это такой «Человек дождя» в российских реалиях), а сыгравший его Лев Зулькарнаев справедливо получил приз за лучшую мужскую роль.
Далее показали детский детектив «Любопытная Варвара» (вообще не понятно, что он тут делает и почему его взяли в конкурс взрослого фестиваля). И это стало самым сильным потрясением – что именно он победил в главной номинации «Лучший пилот сериала» по версии жюри! Год семьи как главный аргумент выбора?..
Коллеги только разводили руками – все ставили на «Чистых», но им дали лишь приз за лучший актерский ансамбль – Виктория Исакова, Федор Бондарчук, Софья Синицына, Диана Милютина, Даниил Воробьев, Никита Кологривый, Борис Каморзин, Риналь Мухаметов, Марк Эйдельштейн. По версии же зрителей, «Лучшим пилотом сериала» стал «Убойный отпуск» с Анной Михалковой и Александром Робаком. Ругающаяся семейная пара (он пьет, она его пилит) отправляется в Турцию c «все включено» (зять осчастливил) и вляпывается там в местную криминальную историю. Это и очень смешно, и сыграно отлично – ни на каком другом показе зал столько не хохотал и столько не аплодировал. Ну разве еще на 15 минутах «Гаражников» – в финале делового форума показали отрывки из сериалов, находящихся в производстве, «Гаражники» и стали «Самым ожидаемым игровым сериалом».
А вот сериал, который хочется досмотреть, призов не получил. «Дайте шоу» («Иви») с Милошем Биковичем в роли звездного певца, который очень убедительно играет распад личности. Вся правда о закулисье шоубиза и телевидения – абсолютная аморальность и безнравственность, любая чудовищная низость ради эфира; показано мощно.
Закончился первый день конкурсных показов «Ландышами» (Wink) – русская богатая наследница, живущая в Лондоне, поссорившись с женихом, сбегает от него в российские заснеженные просторы (их частный борт сел на дозаправку в Вологде), тем самым найдя приключения на свою голову.
Второй конкурсный день начался драмой «Эль Русо» (Premier) – действие происходит в Аргентине, судьба сводит молодую женщину из русскоязычной староверческой общины с жестоким комиссаром Пабло, оказывающимся русским Павлом, в прямом смысле слова больным на всю голову. Сыгравшая главную роль Светлана Иванова будет названа лучшей актрисой сериала.
…Незамысловатое драмеди «Взрослые» (Okko) о девичьей дружбе – три подруги в поисках себя – примечательно тем, что сняла его Екатерина Тодоровская, дочь президента фестиваля, и получила спецприз за лучший режиссерский дебют. Без комментариев.
…Комедия «Хрущевский синдром: пора взрослеть» (Okko) – юного столичного инфантила родители решили «сепарировать», отправив жить в пятиэтажку в Реутов, а там ужас-ужас: все как полвека назад – и бытовые условия, и люди.
…Остросюжетный детектив Первого канала «Противостояние» по одноименному роману Юлиана Семенова получил приз «Лучший режиссер сериала» за работу Тимура Алпатова. Еще бы кто-нибудь внятно сформулировал, почему он, а не Николай Хомерики с «Чистыми», которые сделаны на порядок выше прочего конкурсного контента.
Криминальная экшн-комедия «Черная бухгалтерия» (ТНТ), драмеди «Теория большой лжи» и совсем уж смахивающая на хоумвидео «Трудная» (Start) – не буду о них, уже достаточно критики. Как и о деловой и внеконкурсной программе – по той причине, что это невозможно в обьеме одной статьи.
Итого: из представленных 15 проектов хочется посмотреть до конца всего 5. Ясно, что в стране сериальное перепроизводство. Понятно, что невозможно произвести качественных сериалов много. Непонятно, почему конкурсная программа «Пилота» оказалась настолько слабее обычного. Кто-то из коллег даже усомнился в необходимости дальнейшего существования фестиваля, мол, с момента появления «Нового сезона» все свои лучшие новинки онлайн-кинотеатры все равно отдают туда. Будет очень обидно, если не выстоит «Пилот» в сложившейся ситуации…