Президент фестиваля Эмир Кустурица вместе с губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Натальей Комаровой объявляют о закрытии форума. Фото Геннадия Авраменко
С 23 по 26 марта в Ханты-Мансийске прошел XXII Международный кинофестиваль дебютов «Дух огня». Его когда-то основал кинорежиссер Сергей Соловьев и до самой своей смерти оставался бессменным президентом. Бывали там Пьер Ришар, Катрин Денев, Кристофер Ламберт, Настасья Кински, Фанни Ардан, в свое время здесь состоялась премьера «Возвращения» Андрея Звягинцева. С 2023 года президент фестиваля – всемирно известный сербский режиссер Эмир Кустурица.
Так получилось, что в аэропорт Шереметьево мы съезжались в те самые черные часы теракта в «Крокусе» – вечером 22 марта. И летели в Ханты-Мансийск с пониманием, что фестиваль скорее всего будет отменен.
Торжественная церемония открытия и впрямь оказалась отменена ( как и прочее развлекательное в программе, вроде ледового шоу «Югорские сказки на льду»). Но поскольку кинофестиваль этот – международный (участники приехали из 11 стран Европы, Азии и Ближнего Востока, тема смотра «Особый язык национальной кинематографии стран БРИКС»), согласно Регламенту международных мероприятий, он все же начал работу. Что называется, по-деловому и без излишеств. Конкурсные показы для членов жюри и аккредитованных кинокритиков. Образовательная и деловая программы. Ограничения по количеству участников и усиленные меры безопасности.
Все это почувствовалось сразу: впервые нас привезли не к центральному входу концертно-театрального центра «Югра-Классик», а к служебному, впервые зал оказался без зрителей-горожан – более того, в партер были допущены только 30 человек – членов жюри конкурсов, которых было три: международных дебютов, российских дебютов и короткометражных лент, а также фильмов, находящихся в производстве (Work-in-progress). Начал свою работу фестиваль с минуты молчания.
Эмир Кустурица объявил со сцены, что рад председательствовать уже на втором «Духе огня»; изъяснялся он на русском языке, пусть и не совсем правильном. Напомнил, что Сербия в 90-х тоже была в изоляции, и заявил, что «против смерти самое лучшее лекарство есть искусство и художничество; хорошие фильмы помогают хорошей жизни». А еще добавил: «Когда я не на улицах Сараево, мои шнурки не будут связаны» – все, конечно, заметили развязанные шнурки на ботинках мэтра, и кое-кто даже рвался указать ему на это. Оказывается, есть такая сербская примета – если шнурки не завязаны, человек пришел в дом с миром и таким образом это демонстрирует.
После чего они вместе с вице-президентом фестиваля Марией Зверевой, в четыре руки щелкнув полосатой киношной «хлопушкой», объявили 22-й фестиваль открытым. Фильмом открытия стал режиссерский дебют актера Ильи Маланина – драма «Ненормальный». Таким считает себя 8-летний мальчик, прикованный к инвалидной коляске и неизлечимому диагнозу – митохондриальной миопатии. Да и семья – мама с бабушкой – так думают: инсульт сразу после рождения, лекарства совсем не помогают… И тут в их жизни возникает некий инженер, который не верит в «химию», а верит в разработанную им гимнастику, футбол и велосипед. А узнав, что ребенка успокаивает классическая музыка, притаранивает в дом пианино и берется обучать его игре, и уж с какими трудностями оба сталкиваются…
Герой Александра Яценко становится отчимом мальчика, а тот не только выправляется физически, но и вырастает выдающимся пианистом. Основное действие фильма разворачивается в Шанхае на международном конкурсе, куда отец сопровождает повзрослевшего сына, где тот впервые влюбляется… Давно не видела, чтобы профессиональная аудитория так аплодировала фильму. Забегая вперед – внеконкурсный «Ненормальный» получит приз от «Газпром нефти» с формулировкой «За сохранение культурных традиций».
На красной дорожке невозможно было не заметить развязанные шнурки на ботинках мэтра. Фото автора |
И тут самое время упомянуть о еще одном спецпоказе – фильме Михаила Щедринского «Роман Костомаров. Рожденный дважды», потому что это лучшее высказывание о любви, причем с реальными персонажами! Казалось бы, столько уже показано/рассказано о драматической истории болезни и восстановления Костомарова, и тем не менее.
Не передать, насколько они с женой Оксаной хороши в своей естественной органике. Момент, когда впервые после болезни Романа они выходят на публике на лед и вдруг, прижавшись друг к другу, плачут… У Оксаны от текущей туши расплываются темные круги под глазами, но столько в ней одухотворенности, столько стремления поддержать и оберечь, что она с этими темными разводами на пол-лица просто прекрасна! Или потрясающая съемка в кулисах – Роман Костомаров с Татьяной Навкой впервые после его восстановления выходят на лед со своей коронной «Кармен». Танец начинается – не отрывая глаз от фигуристов, мечется обеспокоенный Илья Авербух, Оксана, согнувшись, передвигается вслед за мужем по кругу арены и то и дело вскрикивает громким шепотом: «Спокойно! Спокойно! Спокойно!» Получился просто офигенный блокбастер про чувства и любовь.
В день закрытия смотра в честь 80-летия основателя и идеолога «Духа огня» Сергея Соловьева на экране показали его фотоработы из альбома «Жизнь с ее удивительной динамикой. Со скоростью 1/100 секунды». Как оказалось, не все из присутствующих знали, что соловьевская любовь к кино началась с фотографии...
Главный приз «Золотая тайга» за лучший дебютный фильм жюри присудило казахской картине «Бауырына салу» (режиссер и автор сценария Асхат Кучинчиреков) о старой кочевой традиции, по которой после рождения мальчика отдают на воспитание бабушке. Приз «Серебряная тайга» получила российская картина «Угол наклона» Анны Далингер и Станислава Фомичева о трудовых буднях филиппинки, работающей няней в состоятельной московской семье. «Бронзовую тайгу» получил бразильский фильм «Собственность» режиссера и сценариста Даниэля Бандейры. Главная героиня и ее муж бегут от пугающего городского насилия на семейную ферму, где сталкиваются с восстанием местных работников.
Абсолютным триумфатором конкурса российских дебютов стал фильм «Последняя цена» Наура Гармелии. В нем рассказывается о русской семье, живущей в полуразрушенном войной абхазском городке и выращивающей на продажу фундук. Картина эта получила четыре награды: приз «Золотая тайга» имени Сергея Соловьева как лучший отечественный дебют, приз зрительских симпатий «Цветы таежной надежды», приз «Серебряная роза» за лучшую работу с музыкой, приз гильдии кинооператоров имени Павла Лебешева за операторскую работу.
Приз имени Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль» получил актер Михаил Иванов за ленту «Лапин» Аси Полешкевич и Влада Краснослободцева. Приз имени Александра Абдулова «За лучшую женскую роль» был вручен актрисе Ирине Саликовой за фильм «Контакты» Дмитрия Моисеева.
Свой приз «Золотая тайга» президент фестиваля Эмир Кустурица вручил режиссеру Константину Богославскому за драму «Куба, Марина» про девушку Марину по прозвищу Куба, работающую на строительстве крупного порта. Однажды ей в руки попадает загадочная записка пропавшей без вести, которую Куба решает отдать ее возлюбленному и приступает к его поискам. Кустурица назвал эту работу «очень хорошей картиной». Также он вручил приз «За вклад в развитие кинематографа» композитору Максиму Дунаевскому, входившему в состав жюри конкурса «Российские дебюты».
Под финал Кустурица вместе с губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Натальей Комаровой взялись за кинохлопушку и объявили, что XXII Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» объявляется закрытым.