Главный герой (Сергей Безруков) читает сатирический журнал «Кактус», который, видимо, есть псевдоним реального «Крокодила». Кадр из сериала «Бизон: Дело манекенщицы»
В минувший понедельник Первый канал нарушил практику последнего времени – ставить в премьерный эфир сериалы, давно вышедшие в онлайн-кинотеатрах, и выпустил действительно премьеру – 14-серийный ретродетектив «Бизон: Дело манекенщицы». Первая неделя показа закончилась вчера, впереди – еще две.
Начинается «Бизон…» убийством ведущей манекенщицы московского Дома моды прямо во время происходящего показа. Начинается – в прямом смысле, поскольку титры вместе с песней Высоцкого («Побудьте день вы в милицейской шкуре/ Вы жизнь посмотрите наоборот/ Давайте выпьем за тех, кто в МУРе/ За тех, кто в МУРе, никто не пьет») появляются не вначале, а где-то на 12-й минуте повествования. Необычно, конечно, но создателям виднее, что-то же они имели в виду, выстроив такое вступление в сериал.
Надо сказать, киноманы ждали «Бизона…» – шутка ли, над ним работали около шести лет, тогда как сейчас снимают сериал в среднем за два месяца. Заявлен он был в любимом многими жанре ретро – действие происходит в далеком 1974-м. К нему приложил самую непосредственную руку продюсер Валерий Тодоровский, чье участие – как знак качества, особенно в ретропроектах (вспомним его «Стиляг» и «Оттепель»). Ну и в главной роли снялся Сергей Безруков, у которого, кстати, 18 октября – юбилей (50 лет) и который давно доказал, что может качественно сыграть все и всех.
Увы, по итогам первых четырех серий скорее разочарование. В порядке потока сознания: главный герой беспрерывно и назойливо курит, камера буквально акцентируется на этом – зритель, привыкший к затиранию процесса даже в военных фильмах, недоумевает и сердится, его это раздражает. Причем в кадре видны сигареты несуществующих марок, и читает герой несуществующий «Кактус» вместо «Крокодила» – хорошенькое, однако, ретро!
Сюда же: одна-две модели дефилируют на показе перед публикой с декольте-разрезами до пупка и вываливающейся грудью – ну, не могло такого быть ни в 70-х, ни в 80-х в Союзе от слова «совсем»! Исключено. В поисках подозреваемого писателя герой заявляется в ресторан ЦДЛ, где за одним из столиков оказывается уголовник – исключено: вплоть до перестройки не то что уголовник – ни одна живая душа без предъявления корочек членства Союза писателей не могла войти ни в здание ЦДЛ, ни в ресторан, привилегия свято блюлась.
А еще в ретросериале майор МУРа ходит в 74-м году на службу в американских джинсах (и кожанке – ну уж бог с ней, классика жанра). И, похоже, совмещает обязанности следователя и опера – не слишком много набирается маленьких неправд?
При грубом и хамоватом майоре по прозвищу Бизон состоит молодой расторопный лейтенант (Данииил Вершинин) – сразу вспоминается пара Глеб Жеглов – Володя Шарапов. А это зачем понадобилось – переносить хитовую кинопару из послевоенного МУРа в МУР времен застоя? Явная же напрашивается параллель.
Ну и самое неприятное по герою – его плохо слышно. Вряд ли у актера начались проблемы с дикцией, скорее это вопрос к звукорежиссерам.
Что еще удивило – бытовые детали 70-х есть, они прямо-таки в скрупулезном наличии, кадр набит ими – а атмосферы 70-х нет! Даже удивительно, как так вышло, что ее не возникает! Посмотрела, что пишут по этому поводу зрители в интернете – а то и пишут: «Ощущения времени нет», «Скучновато», «Скучно». Действительно, очень неспешное развитие событий на экране, а ведь жанр подразумевает динамику, напряжение, драйв… (Вроде изначально «Бизон…» был заявлен восьмисерийным, но затем увеличен до 14-серийного.) А самая убойная встреченная в интернете оценка: «У меня появилось подозрение, что сценарий данного сериала написан студентами киновуза США, интересующимися русской культурой».
Что касается сюжета – несчастная манекенщица оказалась лишь ниточкой, с которой главный герой принимается разматывать клубок. Тут и бриллианты, и фарцовка, и контрабанда, и КГБ, и девушки-модели для больших людей… Сюда же вплетена личная трагедия героя, его друзья по детдому, внезапно дружно объявившиеся 30 лет спустя, диссиденты того времени с запрещенными рукописями.
В показанных уже сериях Бизон пытается понять, каким образом могут быть связаны убийство манекенщицы, ее любовник-писатель и рецидивист, пырнувший его самого в ЦДЛ заточкой, а ранее врезавшийся в его машину на фургоне, вследствие чего погибла его жена. И кое-что про кой-кого нарывает. В итоге дело у него отбирают, но не тут-то было, пригодился рояль в кустах в виде тестя-генерала – дело ему возвращают.
…Вроде действие постепенно стало набирать обороты – может, не так все и плохо. Увидим на следующей неделе.