Сериал-лауреат о том, как «застойный» дед (Юрий Стоянов) и продвинутая внучка (Лиза Ищенко) пытаются достучаться друг до друга, а затем и взаимодействуют. Кадр из сериала «Мамонты»
Ежегодный фестиваль «Пилот» – конкурсная площадка, объединяющая телевизионные сериалы и сериалы платформ – прошел в Иванове. На нем было представлено 85 проектов (конкурсная и внеконкурсная программы плюс показанное в рамках деловой программы).
Этот пятый по счету юбилейный «Пилот» отличался от предыдущих четырех плотностью и насыщенностью программы, – честно говоря, большей плотностью и насыщенностью, чем бы хотелось. Сменой руководства – предыдущие четыре года фестиваль проходил под кураторством губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского (председатель попечительского совета); теперь «Пилотом» руководит учредитель ассоциации производителей web-сериалов, продюсер Антон Калинкин. (И, видимо, отчасти Министерство культуры, поскольку с этого года фестиваль проходит при его поддержке). Неуловимо изменившейся атмосферой – она стала более деловой и какой-то… производственной, что ли.
Как всегда, торжественное открытие прошло в арт-пространстве железнодорожного вокзала славного города Иванова (без иронии – славного: играющий в центре по субботам духовой оркестр, желтые и белые кувшинки в реке, вьющейся по всему городу, и такой выбор в местном «Перекрестке», какой москвичам не снился). Не как всегда – когда перед приветственным видеообращением президента фестиваля Валерия Тодоровского показали видеообращение министра культуры Ольги Любимовой.
То есть, надо понимать, статус фестиваля вырос?
Во время церемонии открытия были вручены первые две награды: специальный приз президента фестиваля за лучший сериал по итогам прошедшего года – им оказалась драма режиссера Наталии Мещаниновой «Алиса не может ждать» – и впервые вручаемый приз в новой номинации «Лучший шоураннер», доставшийся продюсеру Ирине Сосновой.
Фильмом открытия стал «Библиотекарь» с Никитой Ефремовым в главной роли – не берусь судить, жанр социального фэнтези – не мое, и постоянная темнота кадра раздражает; закончился первый день работы фестиваля общей ресторанной вечеринкой.
В остальные три дня: утра начинались деловым форумом под названием «Пилот. Точки взлета» (где были исследования рынка, презентации онлайн-платформ, телеканалов и проектов; свои достижения и планы изложили холдинг ВГТРК, телеканалы Рен ТВ и ТНТ, онлайн-кинотеатры KION, Okko и START, – и это далеко не все, чем порадовала деловая программа), дни продолжались показами с 14.00 до 22.00 в кинотеатре «Лодзь» (смотрели 10 первых серий, разбитых на три блока: 4 ленты – 3 ленты – 3 ленты ), и завершалось все это поздним вечером неформальным общением «фестивальных» в какой-либо ресторации.
Все здорово, но как справедливо написала одна из коллег в Telegram – «Невозможно продуктивно работать с 10 до 22». Ключевое слово – продуктивно. Еще она предложила посвящать один день целиком деловой программе, а в остальные дни показы начинать с утра, как это всегда бывало на «Пилоте». И попросила устроителей вернуть на представление сериалов Егора Москвитина, бессменного программного директора фестиваля (которого, к общему изумлению, заменили чьим-то закадровым голосом). Не знаю, как для Егора, – для нас с коллегами это стало шоком и неожиданностью – мы привыкли слышать точные и ироничные соображения, которыми он предварял каждый отобранный им сериал, это хорошая многолетняя традиция, почему нет?
Когда перед каждой пилотной серией на сцену выходят представители съемочной группы в количестве 3–5 человек и не говорят ничего существенного, кроме «мы старались», «было здорово» и «спасибо спонсорам» – вряд ли это лучшая замена. Правда, актриса Лиза Ищенко, предваряя семейную комедию «Мамонты», порадовала эмоциональным выступлением, наговорив уйму теплых слов в адрес своего партнера по сериалу Юрия Стоянова.
Забегая вперед – награду в номинации «Лучший пилот сериала. Выбор зрителей» возьмут как раз «Мамонты» с Юрием Стояновым в роли пенсионера, попавшегося на телефонный звонок интернет-мошенников. Более того, в кои-то веки журналисты окажутся солидарны с народом – мы честно проголосовали, и спецприз Кинопоиска «Выбор прессы» достался тоже «Мамонтам».
Про увиденные сериалы. В первый день было как-то совсем грустно – из 10 лент, может быть, три захотелось посмотреть дальше. К примеру, «Лихорадка» от канала «Россия», обозначенная как эпидемиологический триллер (красивые и самоотверженные российские ученые едут в Африку спасать местное неразумное население от вируса), длилась, по ощущениям, бесконечно ( во время короткого перерыва я не удержалась, чтобы не заявить Москвитину: «Никогда не поверю, что это ты отобрал «Лихорадку» для фестиваля!»).
Схожие ощущения вызвал обозначенный как исторический триллер сериал «Цербер» (действие разворачивается в 1826 году на фоне завершившегося восстания декабристов – ну сколько можно эксплуатировать тему, какой смысл после «Союза спасения»?..) – как и наше неподдельное удивление в тот момент, когда председатель жюри Сергей Урсуляк объявит победителем в номинации «Лучший пилот сериала. Выбор жюри» именно «Цербера» (режиссер Владимир Щегольков).
Во второй день показы в основном радовали. Комедия «Безбашенная» (наша версия «За бортом» с Куртом Расселом и Голди Хоун) с Екатериной Варнавой в главной роли: актерская игра, темпоритм, понимание жанра, вкус – смотреть одно удовольствие. Микс остросюжетного детектива и семейной драмы «Горящий тур», снятый режиссером «Триггера» и «Эпидемии»-2 Дмитрием Тюриным, с Александром Робаком и Тимофеем Трибунцевым в главных ролях – эти двое и телефонную книгу могут так сыграть, что не оторвешься, общий глас: «Вот бы сразу и вторую серию посмотреть!» Ироничная драма «Игра головой» про гениального математика, университетского профессора-аутиста, лишенного эмоций, привязанностей и страхов (вначале даже увиделась отсылка к «Человеку дождя»: здесь здорового брата играет Максим Виторган) – однозначно буду смотреть дальше. Комедию «Макрон» про эйджизм в личном – о 23-летнем парне, собирающемся жениться на ровеснице своих родителей, – тоже («Макрон» получит приз в номинации «Лучший актерский ансамбль»: Кузьма Сапрыкин, Марина Александрова, Ольга Медынич, Михаил Трухин и Александр Робак). Комедия «Мастодонт» с Федором Добронравовым в главной роли – про старомодного и не признающего современных технологий героя, угодившего в столичный цифровой мир. Особо всеми ожидалась детективная драма «Престиж» от Сергея Сенцова (недавно снявшего суперуспешный «1703» и давно снявшего суперуспешного «Физрука») – какие здесь Анна Уколова, Юлия Снигирь, Любовь Толкалина, не говоря о прекрасной всегда Ирине Розановой! Ну и, конечно, поселок богатых изнутри со всеми его подоплеками – это интересно.
В заключительный день работы фестиваля в рамках деловой программы прошла презентация проектов, претендующих на приз «Самый ожидаемый сериал». Были представлены: 10-серийный «Плевако», где известнейшего адвоката российской империи играет Сергей Безруков – в чеховском пенсне и с чеховской бородкой, причем все время классно дерется чуть ли не на шпагах. Прям д’Артаньян с внешностью Чехова, а не грузный Плевако. И вокруг все красивенько, как публика любит.
«Банда Зиг-Заг», как было объявлено, «исторический детектив с элементами боевика»; расшифровывается название банды, чья задача – подрыв продовольственного снабжения Ленинграда, так: Защита Интересов Германии – За Адольфа Гитлера. Без комментариев.
В комедии «Трепачи» приехавший из провинции в надежде стать стендапером парнишка (Глеб Калюжный) почему-то поселяется с бывшим советским известным комиком (Юрий Стоянов) – может, потому что они великолепно сработались в паре в «Вампирах средней полосы»? Шутка, конечно.
Референс Бессона – детектив «Леон» для Пятого канала. Готовая к эфиру на Первом 12-серийная драма «Династия». Проект режиссера Бориса Хлебникова «Третий в постели», в котором дети пытаются сохранить разваливающийся брак родителей (с Анной Михалковой, Александром Робаком, Любовью Аксеновой, Степаном Девониным).
Каким-то образом сюда затесался документальный сериал «Огни большой деревни» – как можно сравнивать разножанровое, непонятно. В итоге приз за «Самый ожидаемый сериал» получил «Третий в постели» (надеюсь, он конкурировал с «Трепачами», а не с чем-то еще).
Церемония закрытия прошла в кинотеатре «Лодзь». Приз жюри с формулировкой «За актерский талант» был присужден Тимофею Трибунцеву. Лучшим режиссером был назван Дмитрий Тюрин за «Горящий тур», лучшим актером – Максим Стоянов (детектив «Черное солнце»), лучшей актрисой – Евгения Борзых (криминальная драма «Убить Риту»). Заметьте, я ничего бы не имела против, если б номинации назывались «Новые молодые имена. Лучший актер» и «Новые молодые имена. Лучшая актриса». Но после того, как на экране действовали Юрий Стоянов, Александр Робак в трех разных ролях?.. Ольга Медынич, Анна Уколова, Екатерина Варнава (многие ожидали, что лучшей актрисой назовут ее)?..
Четыре фестивальных дня оказались не просто плотными – набитыми и утрамбованными, но при этом дали полное понимание происходящего в индустрии. И еще одно понимание – что среди всевозможных триллеров-детективов и простые зрители, и знатоки выбирают доброе семейное кино – человечную комедию про отношения.