Почти классический треугольник: жена (Полина Агуреева), ее любовник и друг семьи (Виктор Добронравов), муж (Алексей Розин). Кадр из сериала «Меньшее зло»
Две любопытные сериальные премьеры вышли в онлайн-кинотеатре Kion: разудалая комедия «Бэби-тур» Федора Стукова и камерная мелодрама «Меньшее зло» Виктора Шамирова. Помимо платформы их объединяет уровень качественности продукта – и наличие в каждом странненькой героини.
Сегодня в Kion состоялась премьера трехсерийного «Меньшего зла» (вышли все три серии разом), который уже почти месяц идет в кинотеатрах в виде полнометражного фильма. Определив для себя жанр сериала как мелодраму полутонов, с удивлением обнаружила, что некоторые ее восприняли остроумной разговорной комедией.
«Меньшее зло» – новая работа стоящего особняком в нашей киноиндустрии ироничного и философичного Виктора Шамирова. (Еще бы добавила – интеллектуального, если бы не обнаружила в его фильмографии «Непосредственно Каху» и «Непосредственно Каха. Другой фильм», комедии явно не для избранных. В отличие, например, от 13-серийной «Большой секунды», так зашедшей интеллектуальной тусовке – и профессиональной критике.)
В «Большой секунде» писучая героиня (начинающая сценаристка) в процессе творческих мук говорит соавтору: «О чем мы пишем?.. Любит – не любит, хочет – не хочет, вот и все».
Воистину так, и именно эта цитата определяет, о чем по большому счету сериал «Меньшее зло».
Отношения между супругами Викой и Максом – стабильные, но безэмоциональные, браку лет 15. Общий проект – капитальный ремонт квартиры – завершен. Он не готов потерять ее, поэтому продолжает искать возможности для очередного общего проекта и даже готов завести ребенка (а у нее сильное желание его завести). К сожалению, результаты спермограммы не радуют, и теперь пара раздумывает, как им быть дальше, вроде бы останавливаясь на варианте донорской спермы.
И тут на пороге дома появляется давний друг Павлик, вернувшийся из столицы в родные пенаты отнюдь не на белом коне. Да еще в компании незнакомой всем троим девицы, подхваченной им только что в кафе (та самая странненькая героиня. Сыгравшая ее Юлия Гревцова на фестивале контента стриминговых платформ Original+ получила приз в номинации «Оригинальная актриса»).
Итак, всего четыре действующих лица: эта Алиса, муж, жена и бывший любовник жены, он же всегдашний друг мужа. Жену сыграла Полина Агуреева, мужа – Алексей Розин, любовника и друга – Виктор Добронравов. Как всегда, неординарному и непредсказуемому Шамирову прекрасно удались мужские образы – и мужской кастинг; насчет всего женского есть вопросы.
У Алисы своя система понимания мироздания, по которой она старается жить (ее «утреннее безошибочное чувство» – пора все менять и сваливать), и она очень искренна – до неприличия. Услышав о проблеме деторождения в доме, с энтузиазмом принимается убеждать всех, что вот же он, лучший спермодонор – Павлик!
С точно таким же энтузиазмом она рассказывает о своей работе в секс-шопе и тамошних товарах («Доверительный разговор о фаллоимитаторе – он сближает»). Или душевно сообщает остальным: «Я прям вижу, какие вы были классные, когда были молодые!» По мне – святая простота, которая хуже воровства, но режиссер, кажется, на стороне молодежи с разноцветными волосами – противопоставляет ее 40-летним интеллектуалам с их «стоп-сигналами» и прочими сложностями.
Противопоставление молодости жизненному опыту? Ну, не знаю… Ее яростный танец под примитивное («Мозги & Деньги» группы «Комсомольск»), ее вытаскивание компании на фестивальный концерт (девицы с гитарами в париках и серебристых платьях исполняют такой же примитив под названием «Глаза (Прилипли)»), а вся четверка благоговейно стоит перед сценой, как перед внезапно открывшимся откровением, – в этом месте и правда становится смешно. Через минуту все четверо принимаются махать руками и отрываться кто во что горазд – таков финал. Не верю. Чай, перед ними не Фредди Меркьюри. Метафора понятна и снято красиво, но…
…То ли дело чудесная элегическая мелодия в начале, когда на веревочках сверху спускается название сериала: справа Он при своем компьютере, слева входит в дом Она… Сразу отмечаешь театральность – ну, натурально спектакль с разницей, что не на сцене, а на экране, и только потом узнаешь, что изначально была написана пьеса, позднее переделанная в сценарий. (Изначально и режиссер Шамиров, бывший студент Марка Захарова, большую часть своей жизни провел в театре...)
Никакой зрелищности, клиповости, актеры выглядят живыми людьми, а не киноперсонажами – они кажутся выхваченными из толпы, скажем, на Невском, с которыми ты только что топтался в очереди к эскалатору. Где-то прочла, как Шамиров говорит, что снимает «немодное кино» – вот и прекрасно, не люблю ничего модного.
На прошлой неделе в Kion начался показ семисерийной комедии «Бэби-тур» (рабочее название «Американки» более точное, но пришлось не ко времени). Весной этого года на Original+ критика очень веселилась на ее просмотре. Помнится, дважды случился гомерический хохот в зале – когда с экрана прозвучало категоричное: «Повышать пенсионный возраст не будут!!!» и когда герои рассуждали про нового президента («До 20-го года будет Грудинин»). В итоге «Бэби-тур» получил приз журналистов «За формулировку русской мечты».
Там же на Original+ мы с изумлением узнали, что автор сценария – можно сказать, столп мрачно-глубинного авторского кино Василий Сигарев! Ну совершенно не вписывается в его фильмографию эта славная комедия. (Коих, беспримесных по жанру и классно сделанных, не так много – из недавних вспомню разве что «Конец света» Александра Незлобина и «Исправление и наказание» Анны Пармас.)
В основе сценария – знание американского права, по которому (по 14-й поправке к Конституции) родившийся на территории Штатов ребенок автоматически становится гражданином страны, после достижения совершеннолетия имеющим право перевезти в Америку родных первой очереди. (Действие сериала происходит в 2006 году. И да, тогда желание воспользоваться 14-й поправкой еще не считалось крамольным).
…Родная до боли российская провинция, местечко Ливни, четверо подружек (устала гадать, почему в кино подруг всегда именно четверо!): зачинщица Зина (Анастасия Попова: «Там цивилизация, лавэ, свобода, а здесь чё?»), многодетная мать Геля (Анна Котова), скромная работница кадровой службы Таня (Ангелина Миримская) и флегматичная неформалка Кира (Мария Осипова. Та самая странненькая героиня – «слонопотам», как ласково кличут ее подруги, с аж 30-сантиметровым сиренево-зеленым хаером). Вкалывающие на местной птицефабрике, они задумали авантюру – родить в США и таким образом получить билет в лучшую жизнь. Так сказать, нестандартный социальный лифт.
Для этого нужно решить две проблемы: собрать в складчину деньги на оплату услуг конторы, организующей бэби-туры в Америку, и, собственно, забеременеть. Осталось только найти потенциальных отцов для своих будущих детей. То есть трое из подруг замужем или при сердечном друге – но что это за мужчинки! Один – пьющий попрыгунчик-альфонс с легкостью в мыслях необыкновенной, другой – тупой и самодовольный, а третий развлекается тем, что из пневматического автомата (с бельевой веревкой вместо ремня) расстреливает жеваными бумажками фотографию статуи Свободы. И тянет жену в койку со словами: «Пойдем солдат делать».
Узнаваемые, отлично выписанные и отлично сыгранные типажи. Постоянные качели – от бытовухи к сюру и обратно. У ироничного, умного, с юмором и яркими народными персонажами «Бэби-тура» есть все, чтобы стать хитом.