0
26119
Газета Телевидение Печатная версия

01.06.2023 19:20:00

ТВ: смотрим на исходе сезона

От Мединского и Урсуляка – до экстрасенсов и сафари

Тэги: телевидение, тв, телеканалы, программы

Полная online-версия

телевидение, тв, телеканалы, программы Друзья – художники Иван Шишкин (Артур Ваха) и Константин Савицкий (Олег Федоров) – в очередной раз ссорятся, рассуждая об искусстве. Кадр из сериала «Арт и Факт»

Давно сложившееся убеждение «по телику нечего смотреть» не всегда справедливо. Если говорить о наступающем уик-энде – это не так. По телику будет что посмотреть. А что-то посмотреть стоит и специально.

В сегодняшнем телеэфире можно обратить внимание на программу «Хорошие песни» (ТВ Центр). Последнее время «песенных» передач развелось великое множество, но эта отличается камерностью, задушевностью и, что называется, своим лицом. А также общим духом с легендарной передачей «В нашу гавань заходили корабли», которую чуть ли не четверть века вели «родитель» Чебурашки Эдуард Успенский и Элеонора Филина. Вот и сейчас Филина – ведущая «Хороших песен», только в паре с Александром Михайловым. Каждый выпуск имеет свою тему – «Белогвардейские песни», «Жестокий романс», «Казачьи песни», «Песни Окуджавы»… Нынешний посвящен бардовской песне.

На днях исполняется 65 лет кинорежиссеру Сергею Урсуляку – его последний фильм «Праведник» наделал много шума в прокате и социальных сетях (как, впрочем, и его предпоследние сериалы «Ненастье» и «Тихий Дон»); ставшую культовой урсуляковскую «Ликвидацию» в субботу покажут на «России». На «Культуре» вечером будет «Линия жизни» с ним, на Общественном телевидении (ОТР) Урсуляк появится в авторской программе Виктора Лошака «Очень личное».

Продолжая о канале «Культура» – долгое время там днем по субботам выходит авторская программа Владимира Мединского «Рассказы из русской истории» в формате авторских же вольных лекций. Делается это захватывающе-интересно: излагается с миллионом неизвестных подробностей, такой глубиной и полнотой охвата материала, что только диву даешься: вот, оказывается, где правильное место человека! (имеется ввиду не телеэкран – История). То есть в одном флаконе – и удовольствие, и специальные знания, которых не найдешь ни в учебнике истории, ни в коротко излагающей энциклопедии – подобные знания даются после годов, проведенных в скрупулезном изучении архивов и первоисточников.

Положа руку на сердце – с таким интересом слушались разве что лекции Сергея Аверинцева в свое время. На удивление свежий и незамыленный взгляд на известных исторических деятелей; в эту субботу услышим об "имперском периоде" российской истории второй половины XIX века, о правивших в эту эпоху Александре II и Александре III и российских императрицах. Отдельные рассказы будут посвящены графу Уварову, сформулировавшему государственную идеологию самодержавия, "белому генералу" Скобелеву, дипломату Горчакову, тонкому консерватору Победоносцеву, реформаторам Лорис-Меликову и Милютину, премьер-министрам Витте и Столыпину.

На ТНТ в субботу «Битва сильнейших» – в смысле сильнейших экстрасенсов – займет аж 4 часа эфирного времени, покажут три выпуска подряд. Можно как угодно пренебрежительно относиться к экстрасенсам как таковым и к самому явлению, но эти несколько ярких харизматичных персон, отобранных из победителей и финалистов прошлых сезонов, на самом деле впечатляют своими паранормальными способностями. Поскольку в кадре они взаимодействуют с простыми людьми из глубинки, а камера, по сути, есть увеличительное стекло – невозможно все это подделать, сыграть, смонтировать. Остается констатировать – да, есть на свете такие редчайшие люди, способные войти в информационное поле (или увидеть его). Которое, если верить квантовой физике, реально существует.

Завершит субботний телевизионный эфир документальный фильм на Первом о композиторе Эннио Морриконе (считай, главном кинокомпозиторе, написавшем музыку к более чем 400 фильмам) под названием «Эннио. Маэстро» (Ennio, производство Италия – Бельгия – Нидерланды – Япония). Режиссер и автор сценария ленты – Джузеппе Торнаторе из высшей лиги мировой кинорежиссуры («Новый кинотеатр «Парадизо» – «Оскар» и «Золотой глобус»). Давно замечено, когда талант снимает о таланте – получается наилучший продукт из возможных.

Фильм рассказывает о Морриконе, начиная с его дебюта у Серджо Леоне и заканчивая вручением «Оскара» за саундтрек к «Омерзительной восьмерке» в 2016 году. Картина состоит по большей части из интервью работавших с Морриконе: Торнаторе беседует с Квентином Тарантино, Терренсом Маликом, Оливером Стоуном, Хансом Циммером, Клинтом Иствудом, Джоном Уилльямсом, Вонгом Карваем и др.

Также его (субботний эфир) завершает «Квартирник у Маргулиса» на НТВ с совершенно нетипичным для этой программы гостем – SHAMAN. Я-то слышала, как «один из самых востребованных артистов российской эстрады» на творческом вечере Эдуарда Артемьева в Кремлевском дворце пытался спеть «Дельтаплан» – фишку Валерия Леонтьева, но придержу свое мнение; речь о том, что участие в «Квартирнике» – это как профессиональное признание, как подтверждение: да, ты стоящий певец, ты один из нас.

В воскресенье на Общественном телевидении (ОТР) покажут еще один значимый документальный фильм, про который хочется сказать: не проходите мимо. Под названием «Сафари» (18+), снятый австрийцем Ульрихом Зайдлем. Что такое сафари, если коротко? Это убийство животных в формате элитной охоты. Фильм именно об этом. Цивилизованные европейцы приезжают в Африку, чтобы пострелять в красивейших животных, сфотографироваться рядом с их трупами и потом украсить трофеями интерьеры своих уютных домов – повесить в каминный зал 20-е по счету рога.

Зайдль нейтральным глазом (драма в нарочито беспристрастной манере – характерный стиль режиссера и в его игровых картинах) смотрит на сафари как оно есть. Вместе с соотечественниками, не мыслящими себя без охотничьего адреналина, он начинает «восхождение» с просмотра прайс-листов на убийство и выбора подходящего варианта. Вроде бы есть строго оговоренные правила, обеспечивающие законность охоты, – на деле за большие деньги устроители позволяют клиентам убивать кого угодно, невзирая на период миграции, спаривания или выкармливания. У одной стороны сафари элемент риска отсутствует полностью, у другой – ни малейшего шанса на спасение.

Своим ужасающим натурализмом и обыденностью зла «Сафари» вызвал скандал на Венецианском фестивале. Действительно страшное в своей жесткости документальное изобличение. Когда убивают хищники – они делают это для пропитания. Когда убивает человек – он делает это для чего? Релакс? Удовольствие? Спорт для сильных духом? Или все-таки узаконенное убийство прекрасных живых существ бесящимися с жиру двуногими?..

Ульрих Зайдль год за годом продолжает развенчивать человека как творение, убеждая мир в том, что хомо сапиенс – скорее некий побочный эффект эволюции, нежели ее вершина. Вместо нейтрального «Сафари» можно было назвать этот фильм «Право на убийство».

21 мая Первый канал начал показывать сериал о русских художниках XIX века в духе докудрамы (в пресс-релизе значится «сериал снят в стиле исторической новеллы») под названием «Арт и Факт», режиссер проекта – известный клипмейкер Олег Гусев. Была показана первая серия о Викторе Борисове-Мусатове и через неделю вторая – о Михаиле Врубеле. В это воскресенье будут показаны еще две серии – третья «Кракелюр. История создания картины «Утро в сосновом лесу» Ивана Ивановича Шишкина и Константина Аполлоновича Савицкого» и четвертая «Мария. История создания картины «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» Василия Григорьевича Перова».

Каждая новелла посвящена одному художнику и одной его картине. «Утро в сосновом лесу». «Тройка». «Демон поверженный». «Призраки»: рассказаны истории, связанные с их написанием, показано, как якобы переплетались судьбы художников и героев полотен. Все они сняты в разных жанрах: в комедийном про Шишкина, в мистическом про Борисова-Мусатова (он уверял, что писал своих призраков с натуры) и Врубеля (которого по сюжету преследовал его личный демон, заказавший ему свой портрет), в реалистическом - про Перова (а скорее, в лубочном. Крестьянка приходит в Третьяковскую галерею (уже смешно), - увидев картину «Тройка», падает перед ней на колени и начинает молиться. Перов (художники, конечно же, всегда состоят в музеях при своих полотнах) узнает мать своего юного натурщика Марию. Выясняется, что мальчик погиб, и Мария умоляет продать ей картину. Художник пишет новый портрет ребенка для безутешной матери. Сюда бы еще индийские танцы – и тогда полный реализм).

…Близкие друзья – художники Иван Шишкин и Константин Савицкий – в очередной раз ссорятся, рассуждая об искусстве, и решают рисовать медведей на спор. В поисках натуры попадают в разные комические ситуации – например, оказываются втянуты на пленэре в цыганские гуляния. В конце концов, Иван Иванович доверяет приятелю изобразить медведицу с медвежатами в своем пейзаже. И впрямь Шишкин до «Утра в сосновом лесу» никогда не рисовал животных.

Великих художников в сериале сыграли: Артур Ваха – Ивана Шишкина, Владимир Кошевой – Михаила Врубеля, Дмитрий Могучев – Василия Перова, Владислав Комаров – Виктора Борисова-Мусатова. Съемки проходили в Петербурге в интерьерах Юсуповского дворца, Дома архитекторов, особняка Кельха, мастерской Куинджи. Для каждой новеллы была создана копия картины в натуральную величину. Самая масштабная, более трех метров в длину – «Демон поверженный» Врубеля.



Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1110
У нас

У нас

0
503
Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Владимир Скосырев

Москва и Дели подтверждают курс на укрепление сотрудничества

0
1535
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1499

Другие новости