0
21438
Газета Телевидение Печатная версия

20.04.2023 19:41:00

Режиссер Сергей Мирошниченко: "Мы покажем, как складывается философия каждого тюремного замка"

Премьера документальных фильмов "Владимирский централ" и "Бутырка" состоится на ММКФ

Тэги: история российских тюрем, документальное кино, бутырка, владимирский централ, кинофестиваль, ммкф


история российских тюрем, документальное кино, бутырка, владимирский централ, кинофестиваль, ммкф Церковный праздник с крестным ходом бывает и в тюрьме. Кадр из фильма «История российских тюрем. Бутырский замок»

Показ новых лент из цикла «История российских тюрем» о старейших пенитенциарных учреждениях России начнется 27 апреля в онлайн-кинотеатре KION, а до того их можно увидеть в рамках 45 ММКФ («История российских тюрем. Владимирский централ» вошел в конкурс документальных фильмов, «История российских тюрем. Бутырский замок» – в программу «Свободная мысль»).

Документальные фильмы «Владимирский централ» (режиссер Юлия Бобкова) и «Бутырка» (режиссер Сергей Попов) продолжают тему, начатую фильмом «Кресты» (режиссер Сергей Мирошниченко, студия «Остров» . Именно он – автор идеи цикла «История российских тюрем», режиссер, в свое время прославившийся на весь мир документальным сериалом «Рожденные в СССР». Премия «Эмми» Американской академии телевидения за лучший фильм года была присуждена второму фильму цикла «Четырнадцатилетние. Рожденные в СССР» (его предваряли «Семилетние. Рожденные в СССР», заключали «Двадцатиоднолетние. Рожденные в СССР»).

Кстати сказать, «Кресты» – первая российская документалистика, купленная платформой Netflix для международного показа. А «История российских тюрем» – первый в истории документального кино цикл, снятый не только о заключенных, но и о тех, кто с ними работает. Трилогия претендует также на серьезное исследование проблемы бытия человека в замкнутом пространстве.

Как понятно из названий, фильмы посвящены один Бутырскому следственному изолятору, известному также как Бутырская тюрьма или Бутырка, другой – «Владимирскому централу», тюрьме для особо опасных преступников во Владимире.

Во второй и третьей частях трилогии авторы продолжают исследовать историю тюрем, построенных в XIX веке по приказу Екатерины II. Как и в первой части («Кресты»), тюрьмы рассматриваются ими как «государство в государстве» со своими порядками, законами, обычаями – и философией; фильмы эти – попытка передать жизненную атмосферу, существующую внутри периметра забора с колючей проволокой.

…Съемочная группа посещает следственный изолятор, разделяющий жизнь тех, кто в нем содержится, на до и после. Нам покажут камеры заключенных, стену памяти жертв репрессий, кабинет, принадлежавший Берии… И, конечно, быт обитателей тюрьмы: от работы на кухне, на складе, в библиотеке, в мастерских до репетиции спектакля по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» и совместного просмотра телевизора.

Обе тюрьмы отличаются уникальной архитектурой, и их история вплотную связана с историей России. «Владимирский централ» – кинодокументальный портрет тюрьмы, через стены которой прошло рекордное количество политиков, революционеров, ученых, философов и военных. Если в начале XX века централ был местом содержания политических заключенных, то позднее стал местом для особо опасных преступников и воров в законе. В разное время здесь отбывали наказание американский летчик Фрэнсис Пауэрс, идеолог Белого движения Василий Шульгин, киноактриса Зоя Федорова, певица Лидия Русланова, несколько нацистских генералов, а после смерти Иосифа Сталина – его сын Василий. Еще остались на этом свете ветераны ФСИН, которые когда-то вели надзор за именитыми узниками, – например, ветерану ФСИН Константину Евсееву в этом году исполнился 101 год. Сейчас здесь содержатся осужденные за особо тяжкие преступления и злостные нарушители тюремного режима, этапированные сюда из других тюрем страны.

Заключенные «Владимирского централа» на камеру рассказывают о своем прошлом и настоящем – кто-то о своих снах, которые в тюрьме становятся особенно яркими, кто-то – о вспыхнувшей любви к чтению, кто-то – об обращении в глубокую веру. Юлия Бобкова, режиссер: « Мы решили показывать осужденных не в камерах, а в абстрактном темном пространстве (визуальная параллель с живописью Караваджо). Люди, которые делились не только своими историями, но и философскими размышлениями о современности, стали для меня настоящим открытием».

Фильм «Бутырка» – тоже кинонаблюдение за жизнью сотрудников, подследственных и осужденных, но Бутырского тюремного замка (где, кстати, ожидал казни Емельян Пугачев, его именем до сих пор называется одна из его башен). Прочие «громкие» заключенные этого места – Александр Солженицын, Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Сергей Королев. Этот фильм также включает в себя интервью и наблюдения за бытом заключенных, у которых происходят те же события, что и у нас с вами: работа, церковный праздник с крестным ходом, выборы в Государственную думу, Новый год, постановка спектакля.

Красной нитью через все фильмы трилогии проходит тема свободы. Вопросы, которыми задаются авторы: может ли заключенный чувствовать себя внутренне свободным? Что ощущают сотрудники, годами и десятилетиями работающие в тюрьме? И насколько свободны те, другие, находящиеся по ту сторону скорбных стен, которые «на свободе»?

Герои фильма размышляют о ценности жизни и смерти, об исправлении, любви, родине… И пытаются найти ответ на вопрос: «А какой он – самый справедливый суд?» 


Читайте также


На этой земле не кончается зима

На этой земле не кончается зима

Наталия Григорьева

В конкурсе фестиваля "Маяк" показали фильмы про крепостных крестьян, родительское горе и коллективную память

0
16196
К "Маяку" причалил белый пароход с супергероинями

К "Маяку" причалил белый пароход с супергероинями

Наталия Григорьева

Первый день фестиваля открыли фильмы, снятые женщинами-режиссерами – дебютантками, с большим будущим

0
14796
Победившая в Каннах "Анора" добралась до России

Победившая в Каннах "Анора" добралась до России

Наталия Григорьева

Американский фильм с русскими актерами показали на фестивале "Маяк" перед выходом в прокат

0
12960
На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

Алиса Сафонова

Фильм «Соседняя комната» завоевал «Золотого льва»

0
9763

Другие новости