Продюсер Игорь Мишин и программный директор фестиваля Сусанна Альперина представляют комедию «Бэби-тур». Фото автора
В Москве 14−15 марта прошел 2-й Фестиваль контента стриминговых платформ ORIGINAL+. Мероприятие состоялось в рамках 25-го юбилейного форума CSTB.PRO.MEDIA.
На фестивале прошли предпремьерные показы новейших, что называется, прямо с производства, девяти российских сериалов.
Открылся фестиваль комедией «На дне» (реж. Борис Казанцев, PREMIER): к вышедшему по УДО парнишке является почившая тем временем бабушка (Татьяна Орлова), которая лихо подрабатывала к пенсии закладками наркоты и задолжала местному полицейскому (Тимофей Трибунцев) аж 2,5 миллиона, что и оставила внуку в наследство, – уже смешно.
Второй показанной на фестивале лентой стала драма «Плейлист волонтера» (реж. Максим Свешников, ОККО), которую представили продюсер видеосервиса Гавр Гордеев, режиссер и сценарист Артем Ляшенко, а также исполнитель главной роли Иван Янковский. Здесь все необычно – и то, что снимали сериал два года (на что обычно уходит в среднем четыре месяца), и то, как был найден сценарий – режиссер слушал аудиокнигу в исполнении автора, которая его зацепила (да и сами эти двое – режиссер и сценарист, ну совсем молодые люди).
Гавр Гордеев назвал «Плейлист волонтера» сильной историей, и это действительно так. Нет фальши, много смеха сквозь слезы, любопытная завязка – найденный живым главный герой, услышав о поступившем новом запросе на поиск (ребенка), спрашивает волонтеров: «А можно я с вами?» (я вспомнила, говорит одна девушка, это тебя мы вчера ночью искали. Впервые вижу, чтобы пропавший уже через сутки становился волонтером).
Волонтерство здесь, конечно, немножко романтизировано – слаженность и дисциплина у ребят, как в центре управления полетами «Роскосмоса», все девочки как на подбор красотки невообразимые (на самом деле такие, как показывает практика, идут больше в блогерши, руководствуясь постулатом «Красота – это капитал», а не в добрые самаритяне) – но, может, это и неплохо, как, условно говоря, агитация и пропаганда – «делай, как мы».
Далее состоялся круглый стол на тему «Зарубежный контент на российском рынке стриминговых платформ. Что выбирает зритель».
Третьим фильмом показа стал обозначенный почему-то триллером «Жизнь жить» (реж. Артем Аксененко, START). Его вышли представить режиссер и сыгравшая одну из главных ролей, а также шоураннер этого проекта Дарья Мороз. Дарья сказала, что это экранизация бестселлера и очень красивый фильм о психологическом манипулировании – и том, как из него выходить. Стоящий рядом режиссер Аксененко возразил: «Я не про манипуляцию снимал, я снимал историю про любовь. Современное общество понемногу начинает терять искреннюю любовь...»
Бинго, господа. Возникают и ассоциации с навязшим уже «Сексом в большом городе» (четверо удачных и успешных подружек), и особенно – с «Содержанками» того же START, откуда, кажется, даже музыка перешла – так она похожа на «содержанковскую». Уж не говоря о всей этой роскошной обстановке, окружающей героев – яхта, сногсшибательные интерьеры, ниспадающие шелка на девушках с невероятной ширины рукавами (я и представить себе не могла, что российский маркетолог 30 лет от роду, главная героиня в исполнении Любови Аксеновой, может так кучеряво жить и настолько ни в чем себе не отказывать!).
Ну вот, главная героиня очень скоро озвучит фразу, из которой вышло название сериала: «Главное – это научиться жизнь жить», а ее приятель под курение общей закрутки (с марихуаной, надо полагать?) глубокомысленно сообщает: «Секс – это жизнь». Ну-ну. Пока мне понравились лишь роскошный мейн-кун героини и роскошный голос хирурга, в которого она влюбилась, но, как говорят, будем посмотреть – все же одна серия ничего не решает.
Последним показом первого дня фестиваля стала историческая драма «Царская прививка» (реж. Егор Анашкин, выйдет на канале «Россия 1») – XVIII век, Екатерина II, обязательная вакцинация от оспы. Без комментариев.
Второй день фестиваля ORIGINAL+ оказался более насыщенным. Начали с комедийного «Бэби-тура» (реж. Федор Стуков, Kion; изначальное название «Американки» поменяли от греха подальше), который представил один из его продюсеров Игорь Мишин, сказавший, что помимо режиссера хорошо бы упоминать сценариста, после чего достал козырь из рукава – сценаристом бывших «Американок» оказался Василий Сигарев. «У Сигарева есть две крайности: он или любит тех, про кого пишет, или сильно ненавидит и шпилит, как бабочку – в нашем случае он любит».
С последним утверждением я бы поспорила – чего только стоит муж одной из героинь, который твердит про пиндосов и развлекается тем, что из пневматического автомата с бельевой веревкой вместо ремня расстреливает жеваными бумажками фотографию статуи Свободы! Четыре подруги – работницы птицефабрики из поселка Ливни (опять четыре!) загораются идеей родить ребенка в США, ведь он станет американцем («По 14-й поправке Конституции») и через 21 год перевезет и мать: «Там цивилизация, лавэ, свобода, а здесь чё?»
Надо заметить, действие происходит в 2006 году, когда подобные утверждения еще не были крамольными. Дважды случился гомерический хохот в зале – когда с экрана прозвучало: «Повышать пенсионный возраст не будут», и когда героини рассуждали про нового президента. В целом комедия получилась очень смешной, вот не знала, что Стуков – мастер комедийного жанра, как и один из столпов авторского кино Сигарев!
Сериал «В парке Чаир» (реж. Сергей Коротаев, Влад Николаев, Кино1ТВ) будет показан по Первому каналу. В центре сюжета – история четырех (господи, опять четырех – это, что ли, какой-то выверенный успешный формат?) выпускниц школы и подруг. Влюбленность, мечты о ярком и счастливом будущем, а на дворе – лето 1940 года. Очень хорош Николай Шрайбер в роли артиста местного театра, и очень хороша работа художников по костюмам – все эти широченные книзу шаровары, весь этот советский довоенный трикотаж, крепдешиновые платья и модные шляпки действительно аутентичны своему времени. Повествование показалось затянутым, много банального, вторичного; розочка, намалеванная в титрах на названии, говорит о многом.
Далее была показана четвертая серия картины «Операция «Неман» (реж. Сергей Виноградов, Wink) – вышедшие ее представить авторы сообщили, что снята она по мотивам романа Владимира Богомолова «В августе 44-го» и является по жанру детективом: «Немецкая диверсионная группа противостоит группе наших разведчиков – на этом противостоянии и строится сюжет». Также они сообщили, что персонажа Сергея Маковецкого, полковника Соломатина, в романе Богомолова нет (ну ты подумай, а ведь именно когда Маковецкий появляется в кадре, вспоминаешь слова Блока: «Стоит актеру иметь талант, чтобы сейчас запахло литургией»!).
Забегая вперед: очень своевременное кино, судя по тому, что получило две награды ORIGINAL+ – спецприз «Российской газеты» в лице программного директора фестиваля Сусанны Альпериной и приз за лучшую коллаборацию (это совместный проект канала РЕН ТВ, «Звезды» и онлайн-кинотеатра Wink). На ORIGINAL+ было два жюри: жюри экспертов в сфере кинематографа под председательством генпродюсера НТВ Тимура Вайнштейна (куда вошел, например, популярный актер Максим Лагашкин) и жюри пишущих о кино журналистов под председательством кинокритика Егора Москвитина.
Круглый стол «Как снять успешный сериал. Секреты творческой кухни» прошел при большом стечении народа из соседних аудиторий с форума CSTB.PRO.MEDIA. Всем было интересно – и в самом деле, как?
Под занавес показали еще две ленты – комедию «Дело о пропавшей деревне» (реж. Андрей Шавкеро, ИВИ), обозначенную авторами вслух как «Эксперимент, хулиганство, баловство», в котором героиня-блогерша, блондинка с неестественно, ужасающе белыми зубами и уймой чемоданов с «луками» (Мария Горбань) приезжает снимать свои стримы в деревню, в которой одномоментно исчезли все жители.
И третью серию долгожданных в профессиональном сообществе «Актрис» (реж. Федор Бондарчук, Кинопоиск, Wink). Нас предупредили, что сериал этот разделен на три акта по времени происходящего – то ли в таком случае не стоило начинать с третьей серии, то ли еще по какой причине лично мои надежды пока не оправдались.
Тем не менее «Актрисы» получили приз за оригинальный сериал и приз за оригинальное режиссерское видение. В номинации «Оригинальный сценарий» победил «Бэби-тур». Актерские награды фестиваля получили Иван Янковский («Плейлист волонтера») и женский ансамбль «Бэби-тура» (Анастасия Попова, Анна Котова, Лина Миримская, Мария Осипова). «Плейлист волонтера» помимо «Оригинального актера» также завоевал призы за музыку и актерский кастинг. А самым ожидаемым проектом стала комедия «Дело о пропавшей деревне».
Жюри СМИ вручило также свой приз «Плейлисту волонтера» и отметило дипломами «Бэби-тур» («За формулировку русской мечты») и «Дело о пропавшей деревне» («За безумие в юморе»).