На презентации в «Художественном» сценарист Сергей Попов представляет залу поименно всю съемочную группу сериала «Фандорин. Азазель». Фото автора
На этой неделе в «Художественном» одна за другой прошли презентации двух премьер – сериала онлайн-кинотеатра Кинопоиск «Фандорин. Азазель» и сериала онлайн-кинотеатра Premier «Территория» (второй сезон). Обе премьеры вчера вышли на своих платформах.
В связи с первой премьерой вспоминается роман-утопия Юрия Арабова «Столкновение с бабочкой» (2014) с альтернативной историей революции 1917 года, в которой Николай II не отрекается от престола, а организует тайную встречу с кайзером Вильгельмом II и склоняет его к перемирию, после чего заключает союз с большевиками и Лениным, будущим главой правительства. В Ипатьевском доме расстреляна не царская семья, а участники заговора против Ленина, в том числе Свердлов и Сталин. Сам Ленин превращается из пламенного революционера в умеренного коррупционера; окончание романа приходится на 1929 год и НЭП.
Книга очень кинематографична – Арабов ведь превосходный сценарист - и я все ждала, когда ее кто-нибудь экранизирует. Дождалась схожей истории – сериала по мотивам первого романа Бориса Акунина о детективе Эрасте Фандорине, в котором действие, благодаря сценаристам Сергею и Никите Поповым, тоже разворачивается в альтернативной версии Российской империи.
На дворе 2023 год, в стране монархический строй, единственная революция, которую пережило население, – технологическая. Герои вовсю пользуются смартфонами и прочими гаджетами, по столице, Петрограду, разъезжают роботы-городовые, фиксирующие непорядки на видео с мгновенным распознаванием их участников (завязка истории – самоубийство студента – как раз попадает на запись камеры такого робота-городового). Ну и молодежный сленг и прикид очень даже похожи на наши современные.
…Итак, «Фандорин. Азазель» (режиссер Нурбек Эген ): май 2023 года, переворота в России не было, царь Николай III (Максим Матвеев) управляет страной на пару с прогрессивным премьер-министром Дмитрием Орловым (Евгений Стычкин), а 20-летний Эраст Фандорин (Владислав Тирон, ярко заявивший о себе в «Триггере») начинает карьеру в сыскном управлении полиции. Первое появление в кадре доблестного и безукоризненного Фандорина (образ, накрепко сложившийся в читательском представлении) предстает не в лучшем виде, ибо бедный юноша блюет в Неву с прогулочного парохода, на котором обнаружено обезображенное тело.
Сериал начинается с двух параллелей: первая – награждение в раззолоченном церемониальном зале (уж не в Зимнем ли осуществлялась съемка?), где все присутствующие, включая императора, – в раззолоченных же царских мундирах, кроме героя Стычкина – он вполне себе в современной тройке-галстуке. И вторая параллель – сцена, предшествующая самоубийству, и само самоубийство студента в Летнем саду.
Рассказывать сюжет нет смысла – он оригинальный акунинский. В вышедшей вчера первой серии юный Фандорин распутал тройное убийство, познакомился с будущей невестой – и в финале под произнесенное Белоглазым ( Андрей Феськов) слово «Азазель» получил удар ножом в живот.
Появились в первой серии и все основные персонажи. Польская певица Амалия (Милена Радулович) – роковая женщина, фам фаталь, манипулирующая влюбленными в нее мужчинами, в том числе влюбленным императором. Который со слезами на глазах слушает пение Амалии (а в какой-то момент за кадром прозвучит в ее нежно-меланхолическом исполнении аж цоевское: «Перемен требуют наши сердца...»!).
Николай III в сериале – мечтательный, рефлексирующий, неуверенный человек, которому до чертиков неловко в его императорской миссии и в его царском дворце; актеру сделали большой лоб, высокий и широкий. Умилила сцена, когда после закрытой костюмированной вечеринки у Амалии страдающий царюшка бродит с недопитой бутылкой по пустынным ночным набережным (надо же, один, без охраны!) – и тут слышишь: «Перекрываем следующие два переулка!» и видишь – камера отъезжает – охранные машины, блокирующие подход к Николаю метров эдак за 500.
Еще один влюбленный в певицу персонаж – непонятно, с какой целью порезавший себе лицо глава петроградской арт-общины художник Виктор Ульянов (Евгений Серзин), по слухам, правнук Владимира Ульянова.
Отлично и с тонким юмором сыгран эпизод Екатериной Варнавой – свидетельница голой открывает дверь Фандорину и далее в таком виде с ним общается, причем эффект удивительный – вроде и видно, что дамочка в костюме Евы – и при этом не видно никаких подробностей, подкопаться не к чему! (Боюсь, не подкопаются ли к Фандорину в женском вечернем платье – так его одела на костюмированную вечеринку будущая невеста, и выглядит он в нем крайне нелепо – длинный плоскогрудый очень серьезный подросток без грима и парика, – но в свете последних принятых законов кому-то может захотеться и перебдеть…)
Первый сезон мистического сериала в жанре фолк-хоррора «Территория» стал одной из самых успешных премьер канала ТНТ осенью 2020 года. При создании его были использованы коми-пермяцкая мифология, легенды и поверья Урала. Завязка: парнишка (Глеб Калюжный) со своим дядей (Андрей Мерзликин) и случайными знакомыми – студентками-филологинями (Анастасия Чистякова, Ксения Отинова) – отправляется искать родителей, пропавших в этнографической экспедиции в этих дремучих и мрачных лесах.
Территория, вглубь которой продвигаются пришельцы, живет по своим законам и традициям. Болезни здесь успешно лечат колдуны, в лесных землянках живут отшельники, а причиной неудач считают наведенную ведьмами порчу. Вначале юный герой скептически относится к этому всему, и тут начинается такое, в том числе и с ним самим, и с его товарищами…
«Территорию»-1 называли русским нуаром и русским «Твин пиксом», у нее появилась масса фанатов. Вчера в онлайн-кинотеатре Premier состоялась премьера второго сезона этого сериала (режиссер Динар Гарипов), позднее его покажут на канале ТНТ. В основу сюжета вновь легли коми-пермяцкие мифы и поверья народа чуди, который, по легенде, «ушел под землю», но оставил потомкам свои заговоры, сглазы и икоток – сущностей, которые подселяются к человеку.
Второй сезон получил слоган «Между мирами» – теперь герои, внезапно обнаружившие себя между миром мертвых и миром живых (скорее всего в чистилище) и узнавшие, что их, оказывается, убили, узнают также, что у них есть 40 дней, чтобы выбраться из «междумирья». Где им придется не только противостоять духам, но и разбираться со своими слабостями и страхами, в том числе со страхом смерти.
Очень хорош актер Алексей Розин в роли молчаливого и выразительного местного участкового, борющегося с темными силами и внутри себя, и снаружи и примкнувшего к приехавшим .
Два мира имеют разные художественные решения: в мире духов, где оказались герои, вечная серая осень, в мире живых в это самое время стоит зима. Время и пространство в параллельных мирах устроены по-разному, повествование оттуда и оттуда идет параллельно – тому зрителю, кто не смотрел первый сезон «Территории», легко запутаться и сложно разобраться в причинно-следственных связях. Рекомендация – посмотреть сначала первый сезон. n