В обоих сериалах – невероятной красоты пейзажи. Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти»
В Сети уже можно посмотреть по три первые серии двух самых ожидаемых сериалов нового сезона – речь о приквеле «Игры престолов» по романам Джорджа Мартина под названием «Дом Дракона» и о шоу «Властелин колец: Кольца власти», которое также является предысторией, в этом случае, как можно догадаться, книг Дж.Р.Р. Толкина и их экранизаций. Сравнений не избежать – все-таки две масштабнейшие фэнтези-саги с миллионами поклонников и выдуманными мирами, в которых несведущему читателю и зрителю, кажется, легко заплутать. Но нет: одних ждет радость узнавания, других – увлекательное и не такое уж непостижимое знакомство с героями. Точнее, с их предками – или более молодыми версиями.
События «Дома Дракона» разворачиваются, как сообщает титр в начале первого эпизода, в Вестеросе за 172 года до рождения ключевой героини «Игры престолов» Дейнерис Таргариен. Герои – ее предки, одна из самых могущественных и на тот момент правящая династия во главе с Визерисом I Таргариеном (Пэдди Консидайн). Его в некотором смысле сомнительное восхождение на трон – Совет предпочел его, а не имевшую равное право кузину Рейнис (Ив Бест), когда их деду пришлось за неимением детей выбирать наследника престола из внуков – становится предпосылкой к гражданской войне, которой, судя по всему, и будет посвящен «Дом Дракона».
У Визериса есть дочь Рейнира (Эмма Д’Арси) и брат Деймон (Мэтт Смит), но до поры до времени нет сына, так что преемницей он называет Рейниру, чем выводит из себя Деймона. Впоследствии, впрочем, прямой наследник мужского пола все-таки родится, но и до этого момента королевский двор уже начинают сотрясать внутренние разногласия и подковерная борьба за власть. Сам Визерис болен, его советники после смерти его первой жены наперебой «подкладывают» под него своих малолетних дочерей, убеждая, что каждая в случае женитьбы укрепит трон и власть Таргариенов. В небе кружат драконы – гордость семьи правителей, чьи яйца то и дело пытаются умыкнуть мятежники. На дальних берегах свою армию вольных людей поднимает некий принц-адмирал с изуродованным лицом и очень неординарными и жестокими методами – его прозвище «Кормилец крабов» намекает на излюбленный способ убийства врага. В общем, в Вестеросе, как всегда, неспокойно – и будет только хуже.
Тем временем в Средиземье – придуманном мире Толкина – герои также оказываются на пороге судьбоносных для всей их вселенной событий. По большому счету «Кольца власти» – история становления в будущем главного антагониста толкиновского «легендариума» Саурона, но чтобы это не звучало слишком уж мрачно, стоит сразу отметить, что на экране разворачивается множество пока еще безобидных линий и историй, непосредственно связанных с будущими персонажами «Властелина колец» или их прямыми предками. Так, эльфийка Галадриэль (Морвед Кларк), в детстве ставшая свидетельницей беспощадной расправы злодея Моргота (предтечи Саурона) над членами своей семьи, повзрослев, возглавляет эльфийскую армию. Она уверена, что зло не повержено, однако все остальные убеждены, что война окончена. И отправляют Галадриэль и ее воинов на заслуженный отдых, откуда она сбегает – и пускается в путешествие со случайным знакомым, человеком по имени Халбранд (Чарли Викерс).
Тем временем в Средиземье творятся очень странные дела. На хоббитов-мохноногов, которые готовятся к сезонному кочевничеству, с неба падает великан (Дэниэл Вейман). Нашедшая его юная Нори (Маркелла Кавена) уверена, что это волшебный знак. В Южных землях, населенных когда-то порабощенными Моготом людьми, вновь объявляются орки – и, захватив в плен эльфов-воинов, копают таинственные туннели под предводительством некого Адара. Принц гномов Дурин (Ауайн Артур) раздумывает над предложением полуэльфа Элронда (Роберт Арамайо) построить огромную кузницу, а мальчик по имени Тео (Тайро Мухафидин), чья мать-целительница Бронвин (Назанин Бониади) вопреки всему водит дружбу с ненавистными людям эльфами в лице Арондира (Исмаэль Крус Кордова играет героя, которого как раз и берут в плен орки), находит таинственный меч – вроде как с меткой Саурона.
«Кольца власти» выигрывают у «Дома Дракона» хотя бы наличием очевидной с первых серий интриги. Известно, что в произведениях Толкина Саурон, прежде чем стать главным злодеем, долго скитался по Средиземью в разных обличьях. Фанаты уже гадают, кто из представленных персонажей в итоге окажется им. Будет ли это Халбранд – обаятельный моряк, оказавшийся во всех смыслах в одной лодке с Галадриэль и не очень-то охотно распространяющийся о себе и своем происхождении. Или же Адар, ведущий армию орков по траншеям вглубь Средиземья. А может быть, упавший с неба на хоббитов великан – хотя ему больше подходит роль главного толкиновского волшебника Гэндальфа, учитывая, как ловко он управляет некоторыми силами природы (впрочем, убийства светлячков намекают на темную сторону силы). А еще Тео с его мечом – этот персонаж не встречается в книгах, так что остается только гадать и смотреть.
Тем более есть на что – невероятной красоты сказочные пейзажи, множество магических локаций, костюмов, мохнатые ноги и острые уши. Эпичный, по крайней мере для сериала, видеоряд, мало чем уступающий картинке в предшествовавших фильмах. При этом экранный мир Средиземья узнаваем, как и персонажи, во многих из которых уже видны черты их знаменитых потомков. А Галадриэль (да и не она одна), как известно, и вовсе доживет до «Властелина колец».
Примечательно и показательно, что именно она становится ключевой героиней сериала. Этот факт, как ни странно, роднит «Кольца власти» с «Домом Дракона», в остальном куда менее примечательным, живописным и непредсказуемым. Оба сериала так или иначе отрабатывают повестку, смещая фокус внимания на бунтующих героинь, потихоньку восстающих против своих хоть и вымышленных, но реалистично погрязших в патриархате миров. В «Доме» это и вовсе проходит красной линией – несчастной Рейнире приходится испытать на себе все прелести древнего сексизма, и даже родная тетя, по той же причине так и не взошедшая на престол, советует ей не питать иллюзий и не думать о том, что мужчины когда-либо позволят женщине занять Железный трон. Рейнира же не отличается покорностью, спорит с отцом, сбегает в лес с рыцарем, отвергает женихов (да и вообще замуж не хочет).
Галадриэль из «Колец» – персонаж, пожалуй, посложнее, не зацикленный волей авторов исключительно на отстаивании гендерных прав. Дерзкая, смелая – истинная героиня современности, которую, несмотря на высокое происхождение, не пугают тяготы и лишения походной жизни солдата. Она одержима идеей полного уничтожения зла и не готова уйти на покой за былые заслуги, интуитивно предчувствуя, как пока что немногие герои, что главная битва еще впереди. Оба сериала – и вообще оба мира, Мартина и Толкина, несмотря на свою нереалистичность, отзывались и отзываются современному зрителю. Интересно, в нынешней ситуации, какой больше – тот, что про объединение непохожих во имя битвы против общего врага, или же тот, что про бесконечные междоусобицы и братоубийства ради какого-то Железного трона.