0
5119
Газета Телевидение Печатная версия

22.05.2022 19:28:00

Какое иранское кино может увидеть российский телезритель

На отечественном ТВ обещают премьеры фильмов и сериалов из Исламской Республики

Тэги: телевидение, тв, иранское кино, история, национальный кинематограф, репрессии


телевидение, тв, иранское кино, история, национальный кинематограф, репрессии Фильм «Дочь» – лауреат Московского кинофестиваля. Кадр из фильма

На российском телевидении начнут показывать иранские фильмы и сериалы, заявил на днях глава культурного представительства при посольстве Ирана Масуда Ахмадванда. Никаких конкретных дат подобных премьер, а уж тем более названий, пока нет, однако обещано, что российскому зрителю картины придутся по душе благодаря в том числе великолепной игре актеров и режиссеров, богатым костюмам, а также интересным сюжетам на простые и жизненные темы.

История иранского кино богата. Как и российский авторский кинематограф последних десятилетий, оно развивалось во многом не благодаря, а вопреки, в условиях цензуры. История опальных режиссеров и контрабандой вывезенных на международные фестивали фильмов началась не с Джафара Панахи. С некоторым сопротивлением внутри страны столкнулся первый звуковой иранский фильм «Девушка Лор», вышедший в 1933 году. И дело даже не в звуке, а в том, что его политический, актуальный, социальный сюжет и посыл, критикующий положение в стране через историю сбежавшей пары, был противопоставлен выходившим до этого легким, коммерческим, развлекательным лентам. А мировую славу иранскому кинематографу принесла «Корова» (1962) обучавшегося в Америке, вдохновленного европейским кино и не скрывавшего свои антиправительственные взгляды Дариуша Мухрджуи. Этот фильм-аллегория, получивший госфинансирование, но в итоге запрещенный, действительно был тайно вывезен в Венецию и Берлин, где получил призы. Своим выходом он в каком-то смысле ознаменовал начавшуюся в 1963 году «Белую революцию», десятилетие вестернизации и либерализации Ирана. Интересно, что после ее завершения и возвращения страны к консервативному, традиционалистскому строю «Корова» была вдруг «помилована» и признана чуть ли не национальным достоянием. Фильм понравился духовному лидеру аятолле Хомейни, который смилостивился и принял решение не запрещать кино в стране окончательно.

Тот же Мухрджуи определил во многом и одно из направлений национального кинематографа. Одним из наиболее известных иранских режиссеров был и остается Аббас Киаростами – первый иранский лауреат Каннского фестиваля, режиссер кино загадочного, поэтического, иносказательного, духовного. Говорящего на важные темы не прямым текстом – непростая история приучила режиссеров к языку символов и метафор. Как и к тому, что запреты и ограничения можно обходить (это, впрочем, умеют, наверное, все иранцы, учитывая, что страна не одно десятилетие живет под жесточайшими санкциями). Так, судьбу Мухрджуи повторил наш современник Джафар Панахи, попавший в немилость из-за своих политических убеждений. За участие в антиправительственных митингах в 2010 году ему запретили снимать кино, давать интервью и выезжать за пределы Ирана. Но, даже сидя под домашним арестом, он умудрился передавать свои фильмы – ироничные, сатирические, снятые то дома, то в такси, где режиссеру с запретом на профессию якобы приходится работать, – на международные смотры.

В 2018 году на Берлинале, где Джафар Панахи получил «Золотого медведя» в 2015 году (как раз-таки за «Такси»), состоялась премьера иранской «Свиньи» Мани Хагиги – дерзкой хоррор-комедии, тематически близкой последним фильмам того же Панахи. И в каком-то смысле даже о нем: по сюжету загадочный маньяк убивает известных кинематографистов, но в упор не замечает опального режиссера Хасана, которому невероятно обидно оставаться в живых. «Свинья» – кино жанровое, отличное от поэтического или откровенно социального, но тем не менее глубоко иранское, наследующее все те же традиции непрямого, иносказательного повествования. Жанр в этом смысле – еще один рецепт спасения, которым пользуется, к примеру, даже американка иранского происхождения Ана Лили Амирпур в своем фильме 2014 года «Девушка возвращается одна ночью домой» – вампирской мелодраме, действие которой разворачивается в вымышленном иранском городе.

Не избежал репрессий и Асгар Фархади – сегодня, пожалуй, самый прославленный иранский режиссер. Он, как и Панахи, в 2010 году пережил запрет на работу (в частности, за поддержку того же Панахи и других режиссеров-оппозиционеров), который, впрочем, был довольно быстро снят после того, как кинематографист публично извинился и заявил, что его не так поняли. С тех пор его международная карьера пошла в гору: «Развод Надера и Симин» в 2011 году выиграл Берлинале и получил «Оскар», «Прошлое» участвовало в Каннском смотре и не осталось без призов, как и «Коммивояжер» в 2016-м – этот же фильм принес Фархади второй «Оскар». Он был в жюри Берлинского фестиваля, а в этом году попал в состав каннского судейского коллектива. Хоть и не без скандала – на этот раз не политического. Студентка Азаде Масихзаде обвинила мастера в плагиате – по ее словам, для сюжета своего последнего фильма «Герой» Фархади позаимствовал идею ее документальной картины. На каннской пресс-конференции режиссер отверг обвинения, также стало известно, что он подал встречный иск, который в случае удовлетворения грозит Масихзаде не просто тюремным сроком, но еще и наказанием в виде ударов плетьми. К Каннскому фестивалю в этом году немало этических вопросов, однако, возвращаясь к творчеству Фархади, стоит отметить, что оно разительно отличается как от острополитической сатиры Панахи, так и от поэтического кино Киаростами. Его социальные драмы хоть и глубоко укоренены в иранскую культуру, являются произведениями универсальными, лишенными какой-либо иносказательности – и потому, очевидно, снискавшими столь большой успех за рубежом. Фархади, несомненно, снимает кино на экспорт.

Можно ли тогда с уверенностью заявить, что его фильмы точно попадут в ближайшее время на российские телеэкраны? Нет, но вероятность есть – все-таки почти все они выходили в широкий отечественный прокат. А вот Джафара Панахи и Аббаса Киаростами покажут вряд ли, хоть и по разным причинам – первого по политическим (не дай бог, поймут), второго скорее с точки зрения художественной ценности – слишком уж авторское, не зрительское и не массовое кино (точно не поймут).

Куда больше шансов у фаворита ММКФ Резы Миркарими – его фильмы «Проще простого и «Дочь» в разные годы выигрывали на Московском фестивале, сам он побывал председателем жюри смотра. Его картины, как и полагается иранским фильмам, поднимают важные социальные вопросы – но куда менее виртуозно, нежели у того же Фархади, да еще и куда менее художественно. И стилистически, и по смыслу – это телефильмы, те самые «простые сюжеты и жизненные темы», проникнутые традиционными ценностями и духовностью, скорее не критикующие, а констатирующие некоторые существующие в обществе несправедливости и недостатки. Таких среднестатистических иранских фильмов в стране, надо полагать, производят немало.

Есть наверняка и совсем «беззубые» с точки зрения социально-политического контекста драмы, мелодрамы и комедии, манифестирующие традиционные ценности. Вот они-то, видимо, и придутся по душе неискушенному российскому телезрителю, для которого стриминги и платформы, развивающие авторский, разнообразный, провокационный и свободный в темах и способах их реализации контент без какой-либо цензуры, как известно, – все еще в большинстве случаев недоступная привилегия. Как с недавних пор и большое зарубежное кино. И в этом (к сожалению, не только в этом) Россия с Ираном сегодня похожи как никогда прежде. 


Читайте также


Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
462
Российский бизнес хочет предсказуемости

Российский бизнес хочет предсказуемости

Ольга Соловьева

Чиновники обещают донастроить налоговую систему уже в мае

0
431
Запад намерен завалить ВСУ оружием и пополнить релокантами

Запад намерен завалить ВСУ оружием и пополнить релокантами

Владимир Мухин

Арест замминистра обороны никак не сказался на ходе СВО

0
610
Настало ли время для нового объединения регионов

Настало ли время для нового объединения регионов

Укрупнение субъектов РФ должно иметь понятные цели, иначе это бессмысленные манипуляции

0
458

Другие новости