Съемочная группа перед премьерным показом первой серии «Нулевого пациента» в кинотеатре «Художественный». Фото Никиты Бережного
В четверг 19 мая, на «Кинопоиске» вышли первые две серии «Нулевого пациента», первая также была показана в начале недели в формате закрытой премьеры в кинотеатре «Художественный». Где помимо съемочной группы в качестве гостей присутствовали режиссер Юрий Быков, продюсер Сергей Сельянов, телеведущая Яна Чурикова, артисты Ольга Сутулова, Сергей Бурунов, Павел Табаков, Роман Маякин, Леонид Каневский и др.
В последнее время выходит много качественных российских сериалов – их прямо десятки (а некачественных – единицы). Порой даже трудно бывает выбрать что-то одно для рецензирования – к примеру, на этой неделе стартовали четыре достойных проекта. Но, конечно, особо стоит драма «Нулевой пациент» – из-за своей темы. И из-за основной мысли – о том, что замалчивание правды кончается катастрофой.
Как известно, в 1987 году в Советском Союзе были провозглашены политика гласности и перестройка. Видимо, поэтому в 1988-м в программе «Время» оказалось возможным сообщение о вспышке ВИЧ в детской больнице Элисты (и 75 инфицированных детях). После чего в стране началась паника. Народ требовал упрятать в изоляторы и чуть ли не уничтожить больных – носителей страшной болезни. Элистинскую больницу пикетировали местные жители с плакатами «Отмоем Родину от СПИДа!» и «Здесь живет СПИД!».
Гласность гласностью, но власти оказались не просто не готовы к эпидемии, которая расползалась по детским больницам юга страны (Волгоград, Ростов на Дону, Ставрополь), – они отрицали саму возможность ее возникновения в СССР, считая, что СПИД – болезнь Запада и подвержены ей исключительно наркоманы, гомосексуалисты и проститутки. Более того, СПИД воспринимался как биологическое оружие США, созданное с целью очернить дружественные нам африканские страны.
С тех пор прошло более 30 лет: в России уже более миллиона ВИЧ-положительных, лекарство от СПИДа так и не найдено. Однако, похоже, пришло время художественного осмысления произошедшего в 1988-м в Элисте.
В сериале два главных героя – молодой врач детской больницы, первым забивший тревогу (Аскар Ильясов), и молодой столичный эпидемиолог (Никита Ефремов), откликнувшийся на это. Последнего на премьере не было, однако актер обратился к присутствующим по видео, по слухам, с Бали. Герой Ефремова – сын крупного чиновника из Министерства здравоохранения, сильно переживающий по поводу наличия такого папы. Причем, прототипом стал расследовавший вспышку ВИЧ в Калмыкии врач-инфекционист Вадим Покровский, сын главного эпидемиолога СССР Валентина Покровского.
Собственно, в первой серии ничего не придумано – рассказывается реальная история: неудачная операция в Элистинской детской больнице оказавшегося инфицированным младенца (он умирает), поиски/вычисление того, с кого первого началась в стране эпидемия – нулевого пациента, и нахождение его... Завязка.
Первым советским гражданином, заболевшим СПИДом, оказался военный переводчик, правда, служивший не в Таиланде, как почему-то врут в сериале, а в Танзании. Даже смешная сценка на плацу, когда командир грозно приказывает сделать три шага вперед «извращенцам и пидерасам», по свидетельству Покровского, произошла в действительности – пришлось шерстить срочников, поскольку после возвращения из Африки нулевой имел контакты аж с 25 солдатами срочной службы (которые после демобилизации разъехались по всей стране), и их всех надо было найти.
Первая серия показалась несколько «расхристанной», без внутреннего ритма, что ли. Сценаристом «Нулевого пациента» значится Олег Маловичко: от человека, написавшего «Хрустальный», ожидаешь большего. Без внутреннего ритма, но с очень убедительной игрой Сейдуллы Молдаханова (главврач больницы) и уже названного Аскара Ильясова.
Вторую серию мне посмотреть не удалось, а в третьей, где много Евгения Стычкина, играющего бесстрашного репортера газеты «Советская молодежь» (и, кстати, одновременно режиссера сериала – на пару с оператором Сергеем Трофимовым), а также куратора-кагэбэшника в исполнении Павла Майкова, появляются и ритм, и динамика. Героя Никиты Ефремова вызывают на заседание правительства во главе с Горбачевым (Геннадий Смирнов), ему предлагают «сохранить эту информацию в тайне. Представляете, какой вой поднимет западная пресса?».
Гласность гласностью, но главред «Советской молодежи» (Владимир Стеклов) пугается: «Без визы горкома наша газета этого не напечатает». А когда все-таки материал о случившемся в Элисте напечатали – по всему городу газету снимают со стендов для чтения.
…Право, задумаешься – так ли уж многое изменилось в отчизне за прошедшие 34 года?..
А нулевым пациентом непосредственно в Элисте оказался рабочий, в свое время проходивший срочную службу на флоте, его корабль встал на стоянку в Конго, ну и... В третьей серии – подводка к тому, что отец инфицированного младенца из первой серии – и есть этот самый человек с корабля. Шприцы тогда были стеклянными; нарушая все инструкции (и руководствуясь принципом «экономика должна быть экономной»), медсестры, производя манипуляции от забора крови до инъекций, меняли только иголки, вот так и произошло массовое заражение детей…