Абьюзер и хозяин «богатого» коттеджа Тарас (Никита Еленев) и его девушка (Виктория Клинкова) в редкую тихую минуту – обычно он ее бьет. Кадр из сериала «Эпидемия-2» сезон
Ну наконец-то – что называется, не прошло и двух лет, как мы дождались второго сезона прогремевшей «Эпидемии», купленной платформой Netflix и вошедшей в топ-3 по просмотрам в 72 странах мира. Судя по первым сериям, «Эпидемия» опять получилась актуальной, хотя второй сезон оказался не похожим на первый.
Что неудивительно, если учесть, что второй сезон снимал другой режиссер – не Павел Костомаров, а Дмитрий Тюрин (судя по снятому им «Триггеру», режиссер тоже качественный). И что в этот раз снимался сериал не по литературному первоисточнику, как было с первым сезоном, а по оригинальному сценарию. В итоге – разные стили повествования, и если первый сезон снят в жанре триллера и психологической драмы, то второй – это в большей степени увлекательные разножанровые приключения.
Поскольку после первого сезона два года как раз прошли, стоит напомнить, чем тогда дело кончилось. Герои двумя группами добрались до Вонгозера в Карелии – вторая группа подгребла, когда представители первой, отец (Кирилл Кяро) с мальчиком, занимались подледным ловом, а героиня Виктории Исаковой оставалась в доме у камина. Еще не закончились братанье-объятья, как дом запылал, и все рванули к нему; в лесу рядом показалась группа китайцев-военных на снегоходах. Конец.
В день, когда первые две серии второго сезона вышли на Premier, съемочная группа презентовала их на закрытом показе в кинотеатре «Москва» (где в который раз подумалось – как же правильно смотреть хорошее кино на большом экране!). Каково же было наше с коллегами удивление, когда минуты через три после начала первой серии знакомые герои исчезли и началась совсем другая история!
…Знакомые герои едут тремя машинами по зимнему шоссе мимо автобусов с надписью «Медицина катастроф» и группой спецназевцев, загоняющих в них людей. Один спецназовец докладывает в рацию про проехавшие машины с московскими номерами: «Чистим?» – «Не отвлекайся, этих погранцы отловят – грузи своих и на полигон». Спецназовец снимает с себя навороченный противогаз и оказывается Юрой Борисовым (похоже, новым главным героем «Эпидемии») – то есть те, из первого сезона, понадобились лишь затем, чтобы подвести к нему зрителя?.. А почему в одной из машин вполне себе живая героиня Исаковой – она вроде бы сгорела в доме на озере к этому моменту?
Не сразу доходит, что события происходят в разных временных отрезках. Зачем их ставят стык в стык – пока непонятно. Но с толку это сбивает.
Далее – набор вполне банальных приемов.
Так вот, герой Борисова, снявши свой навороченный противогаз и воздевши очи, любуется красотой соснового корабельного леса. Разновозрастный народ, запертый в автобусе, волнуется и просит воды, он протягивает в окно свою флягу юной мадонне с младенцем и приказывает принести две канистры воды из служебных запасов остальным. Но ведь есть приказ не контактировать с условно зараженными?
Конфликт с сослуживцами нарастает, и когда, уже на полигоне, штук восемь спенцназовцев целятся в растерянную мирную толпу, а один стреляет в убегающего мальчика и попадает – герой Борисова восстает: кладет наземь коллег, отпускает «автобусных» на все четыре стороны и вместе с сослуживцем-антагонистом врезается на газике в дерево. Окровавленные, оба выползают из смятого железа и сражаются до конца. До конца одного из них.
Далее опять начинается совсем другая история. Коттедж, тоже в карельских лесах и на берегу озера; сюда бежали из Питера хипстеры, пытающиеся выжить во время объявленного в стране военного положения, – две молодые пары, персонажи колоритнейшие. Крашеный блондин – абьюзер с перманентной бутылкой и старинной фотокамерой в руках, хозяин (Никита Еленев). Его девушка (Виктория Клинкова), художница распространенного нынче типа – ненадежная. Просвещенный азиат, мастер тату (Аскар Ильясов), и влюбленная в него рефлексирующая по поводу своей полноты, совестливая и трусливая немка (Юлия Ендроссек).
Да, а еще ребята курят самокрутки понятно с чем. А еще немка неудачно повесится: абьюзер в свою плохую минуту доверительно пояснит ей, что она лохушка, раз верит в любовь азиата – мол, тому только виза нужна, чтобы перебраться в Германию.
Ну, полный набор тем в расчете на интерес мировой аудитории (которой, похоже, в этот раз, увы, не будет…).
Хипстеры убивают время, пожирают запасы и выясняют отношения – только ты погружаешься в их историю и начинаешь думать, что вот она, главная линия, а спецназовец-дезертир был линией проходной, как он, израненный и полуживой, вползает к ним на участок!
Они совсем не рвутся ему помочь. Выходят из дома, смотрят и уходят назад. Помогают со второй попытки – больше из любопытства и скуки, чем из гуманных соображений. А он, простой парень из Ёбурга (так он говорит – из Екатеринбурга, значит), оклемавшись, становится среди них главным, поскольку умелый и ответственный.
Из починенного им радиоприемника доносится обращение к населению про непротивление китайцам в белых касках, продвигающимся в карельских лесах. Бывший спецназовец немедленно грузит своих подопечных в машину, на которой они сюда приехали из Питера – пора бежать. Они хотят добраться до лагеря беженцев в Европе...
Следующий кадр – умелый на все руки герой Борисова ловит рыбу канистрой, привязанной к веревке, в каком-то чрезвычайно бурном ручье, внезапно выносящем каких-то людей. Экс-спецназовец вытаскивает мальчика, его родители выбираются на берег сами, а за ними – и прочие наши старые знакомые из первого сезона! И все это – в последние три минуты серии.
Если кто думал – а я думала – увидеть во второй серии хипстеров (экс-спецназовец-то появился, а ведь он только что уехал с ними), то во второй серии они вообще не появляются! Вторая серия начинается с некой странной промзоны за колючей проволокой и чего-то вроде заброшенного цеха с горящим костерком и просыпающимися кашляющими людьми – да, точно, нашими старыми знакомыми из первого сезона! Понятно, закашляешь после ледяного ручья – но где же только что вытащивший их мальчика из воды герой Юры Борисова?.. Его нет. Опять временная петля? Хотелось бы понять логику подачи.
Не стану пересказывать и эту серию (там есть не очень приятный эпизод в начале, когда уже не беременная героиня (Наталья Земцова) зовет на помощь мужа (Александр Робак): «Болит!», и он, громогласно заявив «У меня сегодня латте!», задирает на ней блузку и отсасывает молоко из груди) – скажу только, что приключенческий сюжет развивается вовсю: сперва обнаруживается высокая радиация, потом появляются китайцы на своих снегоходах, в своих белых касках и комбинезонах – герои снова вынуждены бежать, спасаясь не только от своих, но и от «чужих».
Они едва не тонут в трясине ночного леса: вторая серия заканчивается выходом всей компании к дереву с прибитым на нем коловратом – славянским языческим символом. Впереди встреча с живущей в избушке посреди леса ведьмой (Дарья Екимасова) и с поселением язычников, которые носят желтые одежды и совершают человеческие жертвоприношения.
Можно представить, какого еще разнообразия судеб зритель понасмотрится до конца «Эпидемии-2», но уже есть слухи, что будет и третий сезон.