Вертинского (слева) сыграл Алексей Филимонов, одну из главных женщин его жизни Марлен Дитрих – Виктория Исакова. Кадр из сериала
У сериала «Вертинский» Авдотьи Смирновой две версии – та, которую показали на сентябрьской премьере в «Художественном» и которая вышла в онлайн-кинотеатре KION (с ограничением 18+), и та, которая с понедельника будет выходить в эфире Первого канала (с ограничением 12+).
Последняя 8-я серия вышла в сети 25 октября; зная о договоренности с Первым каналом (временной люфт между показом на видеоплатформе и эфирным показом может составлять до полугода) – считай, случилась нежданная радость. В понедельник, 29 ноября, на Первом выйдут две серии «Вертинского» и далее будут выходить по одной в день.
В свое время «НГ» писала о светской премьере в «Художественном», где также были показаны первые две серии. Уже по ним было понятно, что «Вертинский» – главное сериальное событие года и работа, достойная во всех отношениях. Однако только посмотрев все восемь серий, понимаешь глубину общей концепции и всецело проникаешься историей главного героя, разворачивающейся на фоне истории эпохи (то самое – «большое социальное через личное психологическое»). На примере судьбы неординарной личности осмысливается век – что нехарактерно для сериала, а характерно для хорошего кино, не так ли?
История Александра Вертинского, бежавшего из России 1919 года и вернувшегося в СССР 1943-го, охватывает 37 лет его жизни (с 1915 до 1952 года). Проделан путь большей части русской интеллигенции: Одесса–Константинополь–Париж–Берлин–Шанхай (вариации: Прага, Варшава, Харбин, Лондон). Вот, правда, с возвращением на родину мало кому так повезло, как Вертинскому и Алексею Толстому…
Жизнь героя показана через его авторские песни – каждая серия носит название какой-то из «ариеток». (Наверное, Вертинского можно назвать создателем жанра авторской песни?) Играет Вертинского в разном возрасте один и тот же актер – Алексей Филимонов, и «ариетки» звучат в его исполнении. Помимо безукоризненной актерской игры (это, конечно, удивительно, когда впервые видишь 40-летнего актера калибра эдак Олега Меньшикова!), кто-то из коллег очень точно заметил, что Филимонов продемонстрировал в роли уважительное расстояние, словно он со своим героем на «вы».
Режиссер Авдотья Смирнова считает, что сюжеты песен Вертинского и история их героев есть чрезвычайная степень эмпатии автора. Что чрезвычайно важна его способность пожалеть, посочувствовать, увидеть какую-то другую судьбу, поэтому «Вертинский – это про доброту и жалость».
Это правда – его умение не судить, а пожалеть, посочувствовать любому отлично передано на экране. Сопереживание, эмпатия – как редки они сегодня… И все же можно увидеть некое созвучие с героем: он жил в эпоху глобальных перемен (распад империи в 1917-м и последующие события) – мы живем в эпоху глобальных перемен (распад СССР в 1992-м и последующие события).
В роли жены Вертинского Лиды Циргвавы снялась 19-летняя дебютантка Анна Мишина. Ксения Раппопорт сыграла его тещу, Веру Холодную – Паулина Андреева, Марлен Дитрих – Виктория Исакова. Анна Михалкова сыграла российского агента разведки, Алена Бабенко – женщину, первой протянувшую герою руку помощи на чужбине. Михаил Трухин сыграл очень неоднозначного советского консула, Павел Ерлыков – друга молодости актера Ивана Мозжухина, Степан Девонин – друга молодости художника, Сергей Уманов – друга молодости поэта.
Последний поплатился судьбой и здоровьем за необорванный контакт с эмигрантом-шансонье и отсидел свое в лагерях по полной… Линия друга-поэта очень важна в «Вертинском».
Итого. Замечательно, что замечательный сериал выходит на самом большом эфирном канале, – пугает, в каком виде он выйдет в дозволенной маркировке 12+. Бог с ними, с многочисленными сценами секса: подрежут, намек оставят – и ладно, но, памятуя всколыхнувшуюся пару недель назад борьбу Роскомнадзора с нетрадиционными сексуальными отношениями на экране, – что будет с линией одного из главных героев, антрепренера и аккомпаниатора Полякова (Геннадий Смирнов)?..
Безукоризненный за роялем – фрак, пластрон, бабочка, в жизни Поляков – несчастный и немолодой одинокий толстяк, проживающий с кошками. Когда они с маэстро покидают Париж, он впадает в дикую тоску, и тут выясняется, что в Париже остался любимый Люк (молодой красавчик). А уж когда приходит известие, что Люк разлюбил… Ответственный и надежный Поляков исчезает, предварительно выпустив своих кошек на людной набережной. Вертинский находит его в мужском публичном доме в макияже, парике и платье, и слышит, что тот – счастлив, что это – его место…
И это еще не самая страшная сцена – самая страшная, когда в этот бордель с раскрашенными и разодетыми фриками-трансвеститами (и с трагическим Поляковым за фортепьяно) заявляются фашисты в мундирах (а это Берлин конца 30-х) и принимаются рубить-крушить-убивать все живое… Очень страшная и говорящая сцена.
…Титры, идущие под скрип патефонной иглы и только, – отличная находка.
…Внимание авторов к нюансам и деталям костюмов и интерьеров – максимальное, в итоге картинка – удовольствие для глаз. Таких сериалов по художественному сопровождению (декорации, костюмы, реквизит) у нас, кажется, еще не было – вспоминается разве что «Батальонъ» Дмитрия Месхиева. Одежда и ткани приобретались в Италии, Франции, Монголии, в винтажных московских и парижских магазинах. Как выразился Константин Эрнст: «Вертинский» – дорогой проект и для души, и для экономики». В качестве продюсеров-инвесторов сериала выступил Первый канал, а также бизнесмены Роман Абрамович и Сергей Адоньев.
комментарии(0)