Героиня (Виктория Толстоганова) долгое время не понимала, что любовник (Максим Виторган) использует ее в незаконных махинациях. Кадр из фильма
В телевизионном и околотелевизионном пространстве, что называется, движуха – на днях Николай Бурляев в эфире «Царьграда» заявил, что культуру надо возвращать с панели, доктор Мясников въехал в студию «О самом главном» на белом коне (и так же уехал из нее по окончании передачи), а Басманный суд оштрафовал канал «Муз-ТВ» на миллион рублей за якобы гей-пропаганду; публика гадает, что станется по этому принципу с киноклассикой вроде «Тутси» и «В джазе только девушки». И наконец, вышла долгожданная «Чиновница» – сериал, анонсированный еще в июне.
А еще в последнее время появилось много качественных отечественных сериалов – тех, что с премьерным показом в онлайн-кинотеатрах и с дальнейшим показом на федеральных каналах (уже, правда, с купюрами и запикиваниями, ибо все они имеют маркировку 18+). И то сказать, продюсеры нынче ставят либо на секс и мат, либо на криминально-детективное, либо на то и другое вместе взятое, что нереально для демонстрации в федеральном эфире.
Сериал «Чиновница» совместного производства онлайн-кинотеатра Кion и Первого канала наконец вышел на видеоплатформе. Наконец, потому что премьера его, начиная с лета, дважды откладывалась и переносилась – предположительно из-за тематики (и несмотря на наличие у него таких солидных продюсеров, как Константин Эрнст, Игорь Мишин и Джаник Файзиев – кстати, идея этого сериала принадлежит ему).
«Чиновнице» приписывают небывалый жанр – антикоррупционная мелодрама (в которой, однако, присутствует и все из вышеперечисленного, разве что мата по минимуму). Ну что ж, были на тему комедия «Домашний арест» Петра Буслова и Семена Слепакова да сатира Романа Волобуева «Последний министр», теперь есть еще и антикоррупционная мелодрама Оксаны Карас.
Уже в первом кадре мирно курящего человека выбрасывают с балкона многоэтажки (как позднее окажется – сотрудника ФАС, раскрутившего коррупционную цепочку вплоть до министра областного Минздрава), а уже во втором главная героиня (Виктория Толстоганова) и ее коллега (Максим Виторган) занимаются сексом.
Обоим по 40, она – начальник финансового отдела упомянутого Минздрава, он – начальник отдела поставок. И он женат. Неудивительно, что их секс кончается банальной сценой на тему «люблю/беременна/разведись»; модная чиновная дама напоминает влюбленную курицу и не видит дальше своего носа. Очень скоро (сериал – сама динамика) ей вместе со зрителями предстоит открыть, что любимый не просто использует ее для дела, но и что вся комбинация придумана его прелестной циничной женой (Полина Агуреева), на которую записаны его аптеки; семейка сильно заинтересована в государственных тендерах на закупки у определенной фармацевтической компании. Нужные бумаги – договоры на поставки лекарств подписывала не глядя влюбленная дуреха-начфин, для того и произведенная в любовницы. Не подозревая, что большая часть препаратов – подделки.
Любимый получал откаты, она – дорогие подарки из его рук, так и жили, но теперь героиня медлит с очередным подписанием бумаг на имя владельца фармбизнеса (Алексей Агранович) с, думается, не случайной фамилией Цалов (так кончается двусложная фамилия владельца крупнейшего фармпроизводства в России 90-х). И хотя стервозная женушка продолжает толкать подельника-мужа в чужую постель, а он изо всех сил старается соответствовать ее указаниям – любовь-морковь на этом заканчивается.
Более того, похоже, любовь-морковь нужна была авторам для маскировки-вуали-подачи очень серьезных тем, и под оберткой мелодрамы скрывается социальная драма о коррупции во властных структурах, в данном случае – структуре жизнеобразующей.
Достоверна ли трансформация главной героини? Чувство обиды. Чувство мести. Окончательное прозрение, чему способствует смерть матери от некачественного лекарства и гибель коллеги и подруги, ринувшейся в самостоятельное расследование фармацевтической мафии. Да, достоверна.
…Получается, пока что-то не затронуло тебя лично – тебе нет до этого дела. Но ведь свой интерес – это тоже в каком-то смысле корысть?..
У подруги (Лаура Пицхелаури) тоже был стимул в виде своего интереса: от поддельных лекарств пострадал детдомовский ребенок, которого она собиралась забрать. Она не только накупила в разных аптеках экземпляры препарата и отдала их на экспертизу, но и навестила дистрибуцию, где тамошняя работница сперва держала рот на замке, а потом, заручившись обещанием положить ее мужа в ведомственную больницу (опять свой интерес!), рассказала о подпольном загородном заводе Цалова, где работают с некачественным китайским сырьем.
Не очень верится, что правильная, очень аккуратная и с аналитическим складом ума молодая женщина немедленно и без всякой страховки бросилась на этот подпольный завод, где явно же охрана и камера на камере, и принялась изображать там Шерлока Холмса. Конечно, ее заметили, и на обратном пути она «погибла в автокатастрофе».
В итоге героиня Толстогановой идет в прокуратуру и пишет подробное заявление о том, в чем два года принимала участие (и о чем улыбчивый прокурор немедленно сообщает Цалову).
Особая заслуга сериала в том, что он показал крупным планом эту породу людей (да и людей ли?) – улыбчивого приветливого прокурора (Андрей Некрасов), ироничную красотку-жену, импозантного порученца фармацевтического магната (Дмитрий Изместьев), элегантную даму – министра здравоохранения (Варвара Владимирова). Страшноватых, по сути, персонажей, в которых нет ничего человеческого, но которые выглядят вполне себе презентабельно и привлекательно. Каких в современной жизни – навалом.
Там еще много всего: отношения героини с взрослым сыном (Сергей Волков), пристроенным в пресс-службу Минздрава, внедренный в нее фээсбешник (Артем Быстров), присматривающий за героиней («Слабоумие и отвага – наше все», – скажет он после ее посещения прокуратуры), излагаемые магнатом максимы вроде «Она сумасшедшая или святая, что, в сущности, одно и то же» – а ведь прошла только половина сериала, 4 из 8 серий.
Не хотелось бы, чтобы зритель посчитал «Чиновницу» всего лишь надрывной мелодрамой и детективным триллером – это качественно сделанный на всех уровнях продукт: респект отличной актерской команде, режиссеру, художнику по костюмам, художнику по интерьерам. И тому, кто назначил местом действия вымышленный портовый город с бесконечной водой в кадре и криком чаек.
…Окей, пусть будет антикоррупционная мелодрама – хоть так поговорить о наболевшем.
комментарии(0)