Героиня водила ритуальные хороводы в лесу. Кадр из фильма
На «Кинопоиск HD» вышел ультракороткий мини-сериал «Пропавшая» – то ли мистический, то ли социальный триллер Вадима Перельмана про богатую семью, куда, спустя 10 лет отсутствия, якобы возвращается блудная дочь. Главную роль играет Елизавета Янковская, ее экранных родителей – Владимир Мишуков и Мария Куликова. В четыре получасовых эпизода, из которых по хронометражу складывается вполне стандартный полный метр, уместилось почти все, что может предложить жанр, от мистики на тему сектантства до драмы про домашнее насилие и криминального детектива.
Под занавес торжественного светского открытия выставки бронзовых скульптур художницы Катерины Гарбер (Куликова) в галерею заявляется босая девушка в белом балахоне (Янковская). В ней виновница торжества и ее супруг, успешный девелопер Михаил Гарбер (Мишуков), вроде как узнают свою дочь Лену – девушка бесследно исчезла 10 лет назад и, как узнает зритель из загадочного пролога, прибыла в отчий дом прямиком с лесной опушки, где вместе с группой облаченных в такие же наряды водила хороводы вокруг дерева с висельником. За время ее отсутствия родители успели пережить череду нервных срывов, вылечиться от вызванной ее исчезновением алкогольной зависимости и родить мальчика Сережу (Андрей Дудников). Он первым высказывает подозрение, что вернувшаяся Лена – не пропавшая Лена, а вслед за ним и отец Михаил начинает терзаться сомнениями.
Подключают знакомого полицейского начальника (Александр Клюквин), который выделяет на дело лучшего сотрудника по фамилии Малевич (Максим Стоянов) – диабетика и астматика, зато проницательного детектива. Приложения для смартфонов, которые старят людей, упорно показывают, что девушка никакая не Гарбер, но она помнит все мельчайшие детали, не подловить. В ход идут сеансы гипноза и тесты ДНК, вокруг дома Гарберов начинают толпиться подозрительные люди, журналистка в исполнении Полины Ауг уверена, что с ее сестрой случилось то же самое – да и вообще похожих исчезновений девушек было несколько. Лена тем временем втирается в доверие к брату-подростку, а флешбэки проливают свет на мрачные семейные тайны.
Формат «Пропавшей» – и плюс проекта, и одновременно его главный недостаток. Авторы тянут за такое количество сюжетных нитей и бросаются в столь разные, даже визуально, жанры, что это, с одной стороны, автоматически, даже в отрыве от сюжета, создает интригу, с другой – оставляет множество вопросов без ответов. И совершенно непонятно, что, к примеру, пойдет сериалу на пользу – продолжение или такой, как есть сейчас, максимально открытый финал. Который, впрочем, изящно закольцеван с началом и возвращает в пространство популярных нынче фолк-хорроров про лесные общины и ритуальные убийства. Этих незамысловатых природных декораций хотелось бы побольше, ведь остальное действо разворачивается по большей части в безликом урбане, типичной локации для российских сериалов про жизнь богачей, здесь приобретающей очертания совсем уж холодного, безжизненного хай-тек.
Гарберы обитают в болотных цветов гигантских апартаментах, этакой стильной гробнице, угнетающей взор своей необжитой красотой. В любом другом случае это выглядело бы неестественно, но тут даже уместно – единственным более или менее одушевленным помещением была разрисованная неоновыми граффити комната Лены до ее исчезновения. В ней случилось страшное, теперь похороненное под слоями все той же темно-зеленой краски – комната перешла к Сереже, также по наследству достались ему и некоторые особенности жизни и взаимоотношений в семье Гарберов. Вечная тема отцов и детей в «Пропавшей» приобретает совсем уж макабрический акцент, но, как и все остальное, теряется и размывается в потоке прочих набросков, завязок и экспозиций, отсылающих ко всем сразу сериальным хитам последних лет.
Мишуков играет персонажа, более всего походящего на его же героя из «Содержанок», добавляя ему разве что иной, еще большей, потаенной жестокости – человек с нездоровым надломом, властный и слабый одновременно. Его экранная супруга в исполнении Марии Куликовой, напротив, вроде как куда более раскрытая книга, типичная нервозная жена богача, но и тут не без скелетов в шкафах. Токсичная семейка, в центре которой материализуется потусторонний персонаж Елизаветы Янковской, пугающей пронзительными взглядами в камеру, зловещими, как из хоррора, полуулыбками и резкой сменой настроения, не сулящими никакого хеппи-энда. Перед начальными титрами в какой-то момент всплывает сообщение с телефонами служб поддержки для тех, кто столкнулся с насилием в семье, – вроде как непрозрачный намек на основной посыл «Пропавшей».
комментарии(0)