Фото Reuters
У Егора Бероева много ролей, но в эти дни вспоминается его герой Давид Шварц из фильма «Папа». Бероев в образе раненого офицера лежит в санитарной теплушке, и в бреду ему является отец, которого играет Владимир Машков. Папа, Абрам Шварц, рассказывает сыну о последних днях евреев местечка Тульчин. Мы видим сцены, как люди с нашитыми на одежду желтыми шестиконечными звездами медленно движутся в очереди.
Эта очередь – не в шикарный ресторан и не в модный ночной клуб. Люди с желтыми звездами идут на расстрел. Да, нацисты проводили расовую сегрегацию. Они не позволяли евреям ходить по тротуарам, гулять по паркам – и да, посещать рестораны для «арийцев». Но не в этом ужасы Холокоста. Они – в тотальном истреблении людей по признаку национальности. Не потому, что люди отказывались сделать укол. Или даже сменить убеждения. 6 млн человек уничтожили за то, чего жертвы геноцида никак не могли в себе изменить, – за их происхождение. Об этих людях снят фильм «Папа», где так проникновенно сыграл Егор Бероев.
Жертв Холокоста не лишали ресторанных блюд, их травили газом, а потом сжигали в печах Освенцима. Или закапывали в братские могилы, как в киевском Бабьем Яру. Выжившие члены похоронных команд вспоминали, как на следующий год их заставляли откапывать эти захоронения, и они украдкой ели гниющую трупную плоть. Такой был голод среди узников концлагерей. И не потому, что их не пускали в кафе для эсэсовцев.
Да, можно понять, что в артистическом мире, в сознании утонченных служителей Мельпомены кровавая история смешалась с гламуром, с шикарными презентациями премьер, где тема Холокоста превратилась в пригласительный билет в мир респектабельного кино. В этом, конечно, виноваты те, кто использует величайший в истории геноцид как неразменную монету демагогии, как инструмент политических манипуляций. Малейшее неудобство, небольшое ущемление прав сразу же объявляют очередным «холокостом».
Егор Бероев сказал, что ему стыдно, что споры из-за вакцинации устроили «потомки победителей». Однако демонстрации тех, кто категорически не желает проходить вакцинацию на Западе, в частности в Германии, в основном состоят как раз из «потомков побежденных». Не в фамильном, а в мировоззренческом смысле. В авангарде ковиддиссидентского движения – участники ультраправых групп. Как и 80 лет назад, они видят в прогрессе, науке, гуманизме и взаимной ответственности всемирный зловещий заговор. И при этом ссылаются на свободу – так же, как Гитлер говорил о свободе гордых нордических народов от еврейской плутократии.
Но ничего, откроются еще банкетные залы. Будет много презентаций фильмов, в том числе и про Холокост. Там всех – и непривитых, и привитых – гостей ждет изобилие изысканных закусок. И, как говорит злая шутка, будет «первый тост – за Холокост»…
комментарии(0)