Темпераментный и харизматичный Андрей Смирнов поспешил на сцену за своим спецпризом, не дожидаясь приглашения. Фото © Благотворительный фонд «Слово»
«Слово» – похоже, самая компактная премия из всех существующих: всего четыре номинации и два спецприза. И посвящена она самой что ни на есть непубличной профессии – сценарному делу.
Казалось бы, судьба подобной премии – проходить скромно и незаметно. Однако в преддверии церемонии в фойе театра им. Пушкина один за другим появлялись самые интересные и значимые персоны индустрии. Причем фланировали, общались и пили шампанское не только будущие лауреаты и «вручанты» предстоящей церемонии, а и просто высокого калибра зрители (никто из них не поднимется на сцену!) – продюсеры Александр Роднянский, Вячеслав Муругов, Сергей Сельянов, Евгений Никишов, Валерий Федорович, режиссеры и сценаристы Петр Буслов, Юрий Быков, Иван Твердовский, Анастасия Пальчикова...
А также актеры Юрий Колокольников, Владимир Мишуков, Анна Слю, Юлия Хлынина, Дмитрий Чеботарев, Павел Ворожцов. А также писатель Александр Цыпкин, а также певец Василий Обломов, а также программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева…
И это не считая членов жюри (актриса Виктория Исакова, продюсер Игорь Мишин, сценарист Дарья Грацевич, композитор Игорь Вдовин, оператор Влад Опельянц; председатель жюри Павел Лунгин отсутствовал по уважительной причине).
Церемония началась с увертюры расположившегося на сцене живого оркестра и кадров фильмов-номинантов, после чего последовало видеопоздравление министра культуры Ольги Любимовой и вступительное слово основателя и генпродюсера премии Петра Анурова.
Первой врученной наградой стал специальный приз, учрежденный совместно с генеральным партнером премии этого года – онлайн-кинотеатром KION, под названием «Шоураннер – триумф профессии сценариста». Приз вручал продюсер Игорь Мишин, который сказал, что хотелось бы привлечь внимание индустрии к формирующейся последние два-три года профессии шоураннера: «Скорее это даже не профессия, а статус, новый профессиональный и креативный уровень в работе сценариста, когда автор создает мир и активно участвует во всех этапах реализации, помогая в осуществлении всем цехам».
Звания лучшего шоураннера удостоился Илья Куликов – самый плодовитый отечественный сценарист, за 14 лет деятельности написавший (и частично снявший как режиссер) больше полусотни сценариев: всем известные «Глухарь», «Чернобыль. Зона отчуждения», «Закон каменных джунглей», «Полицейский с Рублевки», «Аванпост», «Мылодрама», «Перевал Дятлова»... Его сериал «Аль-Капотня» в марте вышла на «Пятнице!», его сериал «Регби» на прошлой неделе вышел на more.tv; на будущей неделе в онлайн-кинотеатре KION выйдет его сериал «Подслушано» – это триллер о социальных сетях, подростках и угрозах в интернете, где Куликов выступил и автором сценария, и режиссером-постановщиком.
Приз «За верность профессии» вышел вручать прославленный кинорежиссер Алексей Учитель, кому – было известно заранее: не менее прославленному кинорежиссеру Андрею Смирнову. И вот первый еще говорил свое вступительное слово о лауреате («Он яростный, темпераментный, иногда непримиримый. Когда мы снимали «Дневник его жены», у нас на площадке сидели рабочие. Через две недели съемок один из них подошел к Андрею Сергеевичу с книгой Бунина и сказал: «Иван Алексеевич, подпиши, пожалуйста»), когда второй не усидел на месте и без приглашения поспешил подняться на сцену. «Подождите, сперва мы должны посмотреть кадры из ваших фильмов…» – заговорил было Учитель, но куда там!
Действительно, Андрей Смирнов смотрелся самой харизматичной и остроумной личностью церемонии со своим темпераментным спичем: «С одной стороны, нет профессии глупее, чем сценарист, с другой стороны – я много раз видел, когда по очень хорошим сценариям снимали дурные картины, а по плохому сценарию хорошую картину не видел ни разу. Помянув добрым словом режиссеров Жору Крыжовникова и Бориса Хлебникова, он заявил: «Лучше нашей тусовки нет на свете, она самая живая и независтливая. В нашей профессии подножки не ставят!»
После чего наконец пошли кадры из его «Осени», «Белорусского вокзала», «Жила-была одна баба», «Француза»… В левом углу сцены, повернувшись спиной к залу, на экран смотрел Учитель, в правом углу сцены, повернувшись спиной к залу, на экран смотрел Смирнов, и все это происходило под французскую песню солистки и живой оркестр. Надо ли говорить, что зал встал, чествуя Андрея Смирнова.
Номинантами на лучший сценарий многосерийного фильма были:
– Андрей Золотарев, Лев Мурзенко, Александра Ремизова («Триггер»);
– Илья Куликов, Василий Внуков, Александр Сысоев («Перевал Дятлова»);
– Эдуард Оганесян, Настя Кузнецова, Антон Коломеец («Чики»).
Решительно не везет с премиями «Триггеру», чуть более него удачлив в этом плане «Перевал Дятлова», зато везде и всюду первенство случается за «Чиками», и премия «Слово» не стала исключением – лауреатом в номинации «Лучший сценарий» стали «Чики».
На лучший сценарий полнометражного фильма выдвигались:
– Дмитрий Давыдов («Пугало»);
– Елена Киселева, Андрей Кончаловский («Дорогие товарищи!»);
– Михаил Сегал («Глубже!»);
– Иван И. Твердовский («Конференция»).
«Они – самые главные, они – серые кардиналы, мы все их ищем. Даже хорошего мужа или хорошую няню найти легче, чем хорошего сценариста. Без сценария вообще ничего невозможно», – сказала Виктория Исакова и объявила в этой номинации двоих победителей: Елену Киселеву с отсутствующим Андреем Кончаловским и Михаила Сегала.
Лауреатами премии «СЛОВО» также стали молодые – Уля Мартьянова за лучший дипломный сценарий («Смертинет») и Исамил Сафарали, Мария Зелинская, Рустам Мамедов за лучший сценарный дебют («Дочь рыбака»).
Кстати, приз за лучший дипломный спектакль вручала одна из лучших наших сценарных «перьев» Даша Грацевич («Измены», «Триада», «Холоп»), на чьей толстовке на груди значилось: «Жизнь, которую вы прожили на глазах у писателя, является собственностью писателя». Даша оговорилась, что сценарист писателем является, а вот сценарий произведением – все-таки нет.
комментарии(0)