Ведущие церемонии – частный детектив Гарик Мартиросян и его подельница Ирина Петрова. Фото со страницы Ассоциации продюсеров кино и телевидения в Facebook
Второй год подряд награждение премией Ассоцации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) проходило в онлайн-режиме из студии санкт-петербургского Пятого канала. Изначально бывший лидером по числу номинаций (13) сериал «Перевал Дятлова» получил всего четыре приза, триумфатором стал сериал «Чики», получивший пять наград в основных номинациях.
В этот раз с самого начала было много неожиданного. Ведущей церемонии, как и в прошлом году, осталась петербурженка Ирина Петрова, но обещанного соведущего Ивана Урганта не случилось, вместо него обнаружился Гарик Мартиросян. В шляпе и при обескураживающей лексике: «Серьезные люди из Голливуда хотят узнать пофамильно, кто из русских подпольных кинокоролей мутит воду».
И понеслось – номинации назывались «Дело № 1», «Дело № 2» и т.д. ,собравшиеся продюсеры – «главарями съемок» и «воротилами кинобизнеса». И «слово предоставляется крестному отцу русского кино Сергею Сельянову», и «на допрос вызывается Андрей Бурковский» (Кирилл Кяро, Аня Чиповская, Максим Лагашкин, Лиза Боярская и т.д.) . Стиль церемонии – гангстерская вечеринка?
Очно в студии присутствовал лишь «продюсерский клан» – как «свидетели по делу» (популярные актеры, представляющие категорию и номинантов), так и сами номинанты и лауреаты выходили на связь онлайн. В студии, декорированной под ресторан хай-класса, все как один мужчины были black tie – в черно-белой классике, при бабочках, а кое-кто и при фрачных рубашках. Сидели они за изумительно красиво накрытыми столами и часто поднимали бокалы с отличнейшим шампанским (в момент поднятия ведущий Мартиросян провозглашал: «Продюсеры вооружаются пультами для голосования»).
За стеклянной стеной виднелся летний зеленый Париж – и клоуны-мимы, заглядывающие и скребущиеся к продюсерам. За три часа церемонии локации менялись на заснеженные Альпы, веселую Италию, безжизненный Марс – и каждый раз кто-то пялился внутрь из-за стекла (в случае Марса это был космонавт), совсем как крестьянские дети на господскую елку. Ну, можно было и еще больше схулиганить – заставить заглядывать и стучаться номинантов и телекритиков… Как потом выяснилось, все происходило в студии дополненной реальности Parallax Digital с применением технологии Virtual Production, и виртуальной там была даже сцена.
Очень быстро стало понятно про сценарий, которому следовали не только ведущие, но и «свидетели по делу»: прежде чем представить свои номинации, они говорили какие-то заученные слова. Кстати, понравилось сказанное объявлявшим номинацию «Лучший сценарий» Игорем Угольниковым: «Без сценария можно построить только хижину для тик-тока». В этой категории оказалось сразу два победителя: «Перевал Дятлова» и «Зулейха открывает глаза» (не уверена, что справедливо приравнивать первооснову – оригинальный роман со сценарием как таковым).
В публикуемом в конце года рейтинге телекритиков касательно сериалов 2020 года первое место занял «Перевал Дятлова», второе – «Чики», третье – «Псих» (в предоставленной мной тройке «Псих» стоял на первом месте). И, конечно, самое большое удивление IX премии – относительно «Перевала Дятлова», который был лидером по номинациям (13), а победил всего в четырех (еще премирован за визуальные эффекты, звукорежиссуру и в номинации «Лучший актер». Вот тут я бы как раз поспорила, учитывая конкурентов победившего Петра Федорова. Максим Матвеев, «Триггер» – очень неожиданная и лучшая на сегодня роль артиста; Константин Богомолов, «Псих» – будучи далеко не поклонницей этого спорного театрального режиссера, вынуждена признать, что сыграно просто экстра-класс). Досадно, что режиссерский дебют успешных продюсеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова, этот крутейший эксперимент – когда четные серии в ч/б снимала одна режиссерская пара, нечетные в цвете – другая, и цветное снимали не на цифру, а на пленку, уж не говоря о самой истории, – профессиональное сообщество не оценило по достоинству.
На стадии шорт-листа в основных категориях между собой спорили «Перевал Дятлова», «Чики» и «Триггер». Каким-то образом замечательный «Триггер» пролетел по всем своим шести номинациям, что едва ли не более непонятно и несправедливо, чем история с «Дятловым». А вот «Чики» Эдуарда Оганесяна собрали полный урожай: лучшая операторская работа (столько солнечности в ленте не было после «Прорвы» Ивана Дыховичного), лучший кастинг (истинная правда), лучшая музыка (помню, как меня поразило нагло-требовательное: «Дай всем счастьечка! Дай здоровьечка! Дай нам, Боженька, дай немножечко! Дай всем родичам! Дай, ну что же ты! Хоть по-малому! Хоть тихонечко!» авторства Ивана Дорна и Сурена Томасяна). В номинации «Лучший сериал (5–24 сер.)» я бы к «Чикам» добавила «Триггер». А в номинации «Лучшая режиссерская работа» – представленную в единственной номинации «Игру на выживание».
В финальной речи «самый разносторонний авторитет» Игорь Мишин скажет – он сейчас наблюдал, как журналисты писали в сетях, что при таких-то претендентах можно награждать и по три работы в номинации – мол, наградили же два сценария и два комедийных сериала, и хочет пояснить: голосующих 37 человек, премия присуждается двоим номинантам, если выпадают арифметически одинаковые цифры. (Тоже странность: победили слегка вульгарные «Беспринципные», посвященные проживающим на Патриарших богатым-разнузданным, и скринлайф #СидяДома. Разве можно сравнивать традиционный и скринлайф-сериалы? Это абсолютно неравные весовые категории и по съемочному процессу, и по результату. Для скринлайф-сериалов существует своя премия в области веб-индустрии. И если уж на то пошло, лучшим скринлайф-сериалом были «Окаянные дни» Семена Слепакова.)
С номинацией «Лучшая актриса» – вообще ваши не пляшут, если применить стилистику вечера. Классные Ирина Горбачева и Варвара Шмыкова из «Чик» (про последнюю полгода все писали-говорили: открытие, находка и новая Мордюкова), Елена Лядова из «Психа» – актриса высочайшего класса, филигранная в очередной роли… А лауреатом становится Чулпан Хаматова за «Зулейку». Как говорится, не хотелось бы никого обидеть, но…
Народ из «Чик» даже онлайн радовал своей непосредственностью. Горбачева: «Погодите, у вас там мероприятие – почему вы в зале сидите-пьете, а мы здесь?» и «Как, я не победила???» Режиссер Оганесян: «Очень жаль, что не знаю места, где проходит награждение. Столько важных людей собралось, билеты бы туда продавал». А Антон Лапенко, услышав, что мужская роль второго плана досталась не ему, а Тимофею Трибунцеву («Мертвые души»), в лучших традициях немого кино уронил голову на грудь и зарылся лицом в ладони. Актуально осовремененные «Мертвые души» Григория Константинопольского стали лучшим мини-сериалом (1–4 серии).
Женская роль второго плана досталась сильнейшей Татьяне Догилевой за «Обычную женщину 2» («Я уже выиграла приз, когда взяли на эту роль»), но рядом – равновеликая работа Розы Хайруллиной («Псих»); знать не хочу, что там выпадает арифметически, и в этой номинации приза заслуживают обе!
Ну и об одном из спецпризов с формулировкой «За кино, спасающее жизнь», это фильм Оксаны Карас «Доктор Лиза», снятый в память о главе фонда «Справедливая помощь» Елизавете Глинке. Оказывается, после его выхода в прокат в фонд пришли 3 тыс. новых волонтеров и несколько меценатов... Лиза была бы довольна.
комментарии(0)